пятница, 10 июня 2011 г.
Заявление Татарского Общественного Центра РБ
Башкортстан Российская Федерация, как известно, является многонациональным государством, возникшим в результате огарёвского Договора тогдашних властей России, Украины и Белорусии. Видимой целью было создание славянского объединения с «освобождением» от национальных республик Средней Азии и Прибалтики. Даже желавший присоединиться Казахстан не был допущен в Огарёво. Но «общеславянский союз» не получился из за стремления элит Украины и Белорусии освободиться от диктата России, и она осталась единственной наследницей этой идеи — теперь уже создания русского государства.
Первые шаги властей Российской Федерации (пока управление было ослабленным) оставляли надежду на демократический путь построения многонационального государства на основе отдельных договоров регионов с центром. Однако элита избрала путь укрепления вертикали власти «любой ценой». Последовательные ее действия это доказывают.
Отметим наиболее значимые вехи, начиная с конца...
В 2010г. Указы об отмене избраний руководителей регионов вплоть до отмены региональных президентских структур национальных республик, находящихся в составе Российской Федерации. Перед этим отмена региональных компонент школьных программ, резко сократившая возможности обучения и воспитания на национальных культурных традициях всех народов, кроме русского.
Централизация финансовых средств в Москве с системой обратного одаривания тех, кто более послушен и, конечно, в гораздо меньших объёмах по сравнению с тем, чего регионы добились в начале ельцинской эпохи.
Особо стойко сопротивляющемуся Татарстану, старающемуся сохранить национальную культуру и язык, дали пощечину в виде закона о недопущении перевода национальных алфавитов с кириллицы на другие системы. Это при том, что только в 1940-е годы (без всякого учёта мнений самих людей) везде, кроме Прибалтики, ввели кириллицу. А ведь для тюркских народов СССР принятие латинского алфавита в 1928г. было одним из главных символов возрождения национальных культур и языков.
Были приняты и другие недемократические законы, показывающие, скорее всего, слабость идеологических позиций нынешних российских властей. Чего стоит, например, закон, «запрещающий искажение истории в ущерб российской государственности». А разве в «поддержку» можно?! Сейчас идет проталкивание «болонской программы» и тестовой системы экзаменов, разрушающих наше школьное образование, и перевод высшего образования на 4-х летний срок — так называемый бакалавриат.
Когда по телевизору показывают, как строй матросов или солдат обмахивает кадилом православный священник, то неужели не понимают, что это оскорбление национальных чувств тех стоящих в строю, кто воспитан в исламских традициях и даже сам может мусульманин.
Зачем это делается? Очевидно идеологи управления Россией стараются превратить страну в «плавильный котёл», который растворит национальные различия, заодно уничтожив национальные культуры и языки всех нерусских народов. Усилиями центральных властей Российская Федерация всё более теряет федеративную структуру, преобразуясь в направлении унитарного русского государства. Оживает идеологический лозунг Царской России: «Самодержавие, православие, народность» с «суверенной демократией», вместо «Самодержавия». Но ведь еще памятно начало 90-х, когда Советский Союз разрушился изнутри из-за десятилетиями проводившейся политики русификации. Видимо сейчас, когда освободились от сильной оппозиции Среднеазиатских и Прибалтийских народов, рассчитывают усмирить остальных силой «вертикали власти».
Мимолётная война на Северном Кавказе показывает слабость этих расчётов. В начальный период Дудаев просил только статуса Союзной республики для Ичкерии. Зачем понадобилось убивать его и развязывать новую кавказскую войну, превращающую в «душманов» весь Северный Кавказ? Да и не только Северный — достаточно вспомнить слова, совсем недавно активно употребляемые «лицо кавказской национальности», — изощрённое оскорбление, отталкивающее от страны все кавказские народы и пронзившее позором и остальных «инородцев» (как называли наших предков в царской России).
Все этносы и народы желают сохраниться и развиваться, и имеют на это полное право, признанное всеми демократическими институтами всех государств. Татары, проживающие на территории нынешней республики Башкыртстан, не являются исключением. Все годы переустройства российской государственности — десятилетий конца 20-го столетия и начала 21-го, мы требовали признания за нашим народом равных прав с другими народами. Тем более, что по численности татары стоят на втором, или даже на первом месте. Ключевым здесь является вопрос сохранения родного языка, как фундамента национальной культуры. Наше требование — придать татарскому языку в Башкыртстане статус государственного наряду с русским и башкирским языками было цинично проигнорировано. Правящая башкирская элита не дала возможность дать татарскому языку статус государственного и, более того, непрерывно уничтожает очаги преподавания татарского языка как родного в школах, сокращает число татарских школ. В своих делах правители Башкирии опираются на поддержку центральной московской власти. Даже куцая культурно-национальная автономия татар РБ не реализована, торпедируется совместными усилиями местной и центральной властей. Ярким примером внедрения межнациональной вражды стало опубликованное несколько лет назад в официальной региональной печати обращение представителей управляющей башкирской элиты к центральным властям о том, что, оказывается, веками башкиры защищали русских от «татарской экспанции».
Как же сохранить нам национальную культуру, сохранить родной язык и не сгореть в «плавильном котле» новой цивилизации? Нам не подходит путь выхода из России. Не только из-за нереальности этого, но принципиально потому, что почти вся территория Российской Федерация является, во-первых, местом первоначального зарождения и формирования тюрко-татарского этноса, во-вторых, татары как коренной народ страны и сейчас проживают во всех регионах. Кроме того, нам не нужны лишние границы, разрезающие наши семьи (как это случилось, когда в среднеазиатских республиках у многих из нас остались родные братья, сёстры, родители, дети).
Региональный государственный статус татарского языка в Башкирии до сих пор невозможен из-за противодействия региональной и центральной властей. Мы выбираем единственно остающееся, позволяющее сохранить единую государственность на всей территории и демократическое развитие страны с признанием равноправия всех её народов. Гарантией движения по этому пути является признание татарского языка вторым государственным на всей территории Российской Федерации.
На такой же статус для своих культур и языков имеют право претендовать и другие народы страны. И в первую очередь, видимо, угрофинские народы, рассеянные по всей территории государства. Но инициатива в этом направлении принадлежит им самим.
Приведем аргументы в поддержку вставшего в повестку дня вопроса о придании татарскому языку статуса государственного на всей территории Российской Федерации.
Во-первых, татары — второй по численности после русских народ в России, рассеянный по всей стране, «коренной» — сформировавшийся в нацию во всех местах своего обитания.
Во-вторых, татарский язык получил международное признание: в списке ЮНЕСКО 14-и мировых языков, достаточных для объяснения с подавляющим большинством людей земного шара, языки всех тюркских народов представлены татарским, стоящим в списке ЮНЕСКО на 11 месте. Это потому, что наш язык достаточно развит для общения в любых сферах жизни, и «срединный» для тюркских языков. Он в основном понятен всем остальным тюркам.
Особо подчеркнём, что среди всех языков списка ЮНЕСКО только татарский представляет народ, не имеющий сейчас своей государственности.
В третьих, единственным путём построения демократического государства на нашей общей территории является широкая и твердая социальная база для действий властей в этом направлении. Признание же за татарами равных прав с другими народами, в частности с русским народом, создало бы надёжную социальную опору властям, если они действительно захотят демократических преобразований.
Мы учитываем и то, что кроме просто татар, в стране проживает многомиллионная масса «полутатар» от смешанных браков, сочувствующая нам.
Татары активно работают и проявляют себя во всех сферах жизни страны: от дворников до министров, от медсестёр до академиков; в деревнях и на шахтах, в искусстве и образовании, в промышленности и армии. Это дает нам уверенность, что мы выживем, сохраним и разовьём свой язык, национальную культуру.
Сейчас мы хотим создать юридические условия сохранения своей национальной культуры, родного языка. Федеративный строй должен укрепляться. Нужно, чтобы наша страна не только выживала, но заняла достойное место в мире, с которой считались бы не из-за страха ее непредсказуемости, а из уважения к ее достижениям и месту в общем движении человечества к демократическому устройству жизни.
Мы считаем, что правильное движение в этом направлении начинается с признания прав татар, равных с русскими — с придания татарскому языку статуса государственного на всей территории Российской Федерации.
Председатель ТОЦ РБ Имамутдинов К.И.
Член правления ТОЦ РБ Рамазанов М.Д.
30 апреля 2011, г. Уфа.
http://tatar-gazeta.ru/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий