воскресенье, 21 февраля 2010 г.

21 февраля – Международный день родного языка


ЮНЕСКО выступает в поддержку многоязычия, именно по ее инициативе ООН приняла решение отмечать Международный день родного языка с 21 февраля 2000 года. Инициативы ЮНЕСКО по отстаиванию лингвистического многообразия отвечают одному из приоритетных направлений ее деятельности – защите нематериального наследия. Речь идет о сохранении богатства форм традиционной и народной музыки, танцев, обрядов и навыков, фольклора и родных языков коренного населения.
Программа "ООН в действии" сотрудничает как с государственными, так и частными структурами с целью решения глобальных проблем, таких как сохранение культурного многообразия и исчезающих языков. В своей деятельности она опирается на СМИ и различные мероприятия в сфере образования.
20 февраля 2010 года впервые в истории нерусских народов России в Чувашской Республике в городе Чебоксары в Чувашском Национальном музее состоялся Форум представителей общественных организаций по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов Российской Федерации, приуроченный ко дню Международного дня родного языка. 
Перед началом форума были розданы следующие документы, обращения и брошюры:
- Обращение Форума общественных представителей народов Российской Федерации к руководству ООН, Евросоюза, ОБСЕ, мировым СМИ.
- Обращение к президенту Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации.
- Резолюция «О восстановлении конституционных прав народов Российской Федерации на сохранение родных языков, создание условий для их изучения и развития».
- «Мягкое вхождение в нацизм» и «Судьба родного языка: энтузиазм личности и деньги государства» Рафаэля Мухаметдинова.
- «Имперская политика подрывает безопасность государства» Эмина Минхаджа. 
- «Плюс – чудификация всей страны» Виктора Девицына.
- «Меморандум татарского народа мировой общественности» Айдара Халима.
- «Тюркский Пояс Стабильности» Ерментая Султанмурата (Казахстан), Рафаэля Мухаметдинова (Татарстан), Каримова Бахтиёра (Узбекистан).


Николай Егорович Лукианов, юрист, известен как авторитетный профессионал, имеющий собственные взгляды на процессы, происходящие в чувашском национальном движении, был единогласно избран председателем данного форума. 
Всего в Форуме участвовало более 100 делегатов и гостей из разных регионов России. Некоторые из докладов и выступлений приведены ниже.
 
Доклады:

Сафиуллин Фандас Шакирович (Республика Татарстан, г. Казань), общественный деятель, политолог. Федеральный закон № 309 как угроза родным нерусским языкам и единству народов Российской Федерации. 
Краснов Михаил Николаевич (Чувашская Республика), заместитель министра культуры Чувашской Республики. 
Эктор Алос (Барселона-Чебоксары), социолингвист, член правления Международного комитета этнических свобод (IKEL). Некоторые выводы из Европейского опыта нормализации национальных языков.
Лутфуллин Марат Вазыхович (Республика Татарстан, г.Казань), старший научный сотрудник института истории Академии наук Республики Татарстан. Проблемы сохранения языков народов России в условиях федеральных государственных образовательных стандартов.
Гарипова Файруза Хафизовна (Республика Башкортстан, г.Уфа), заведующая отделом социолингвистики Института гуманитарных исследований АН РБ, кандидат филологических наук. Языковое поведение нерусского населения в условиях двух государственных языков.
Мануев Иван Александрович (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ), член Совета Конгресса бурятского народа, ветеран Вооруженных Сил СССР, пенсионер. Национальный вопрос и языковые права нации (народа).
Рахматов Рамиль Радмирович (республика Башкортостан, г.Уфа), председатель Молодежного Совета МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир». Некоторые аспекты языкового суверенитета народов.
Аджиев Янгурчи Баймурадович (Республика Дагестан, г. Махачкала), председатель исполкома Региональной Общественной организации «Бирлик» ногайцев Республики Дагестан, координатор Международной Организации Тюрской молодежи (МОТМ) по Северо-Кавказскому региону. Проблемы изучения родного языка ногайцев России.
Мухтаров Тимур Гаязович (Республика Башкортостан, г.Уфа), председатель клуба любителей башкирского языка и литературы «Туган тел», сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, кандидат социологических наук. Двуязычие в системе образования Башкортостана. 
Максимова Нина Федоровна (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола), представитель национально-демократического движения Республики Марий Эл. Роль марийского языка в современном обществе.
 
Выступления:


Тюньдешев Геннадий Александрович (Харамоос) (Республика Хакасия), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук.
Бурнаков Павел Пиксенович (Республика Хакасия), практикующий юрист.
Козлов Владимир Никифорович (Республика Марий Эл).
Ахмеднабиев Магомед Халилович (Республика Дагестан), юрист, педагог, представитель, представитель Дагестанской республиканской общественной организации «КАРАТА», пенсионер.
Шамаев Иван Иванович (Республика Саха-Якутия), доктор физико-математических наук, директор Республиканского лицея.
Девицын Виктор Алексеевич (г. Нижний Новгород), корреспондент филиала «Российской газеты» в Нижнем Новгороде.
Хуболов Алим (Республика Дагестан).
Кудермеков Василий Дмитриевич (Республика Горный Алтай).
Симонов Николай Васильевич (Удмуртская Республика). 
Камалутдинов Юнус Гарафутдинович (Республика Татарстан), член президиума ВТОЦ.
Миначев Мохаммэт Миначевич (Москва), председатель НДП "ВАТАН", депутат Миллимеджлиса член Международной правозащитной Ассамблеи. 
Кашапов Рафис Рафаилович (Республика Татарстан) председатель НЧО ТОЦ. 

Сокращенный текст доклада Фандаса Сафиуллина на Форуме представителей общественных организаций по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов Российской Федерации:
«Девять лет тому назад, 15 февраля 2001 года, с трибуны Государственной Думы РФ одним из заместителей председателя парламента была озвучена созревающая в недрах власти идея: «Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!». 
Сегодня настала очередь до национальных школ. С 1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 309 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)".  
Закон отменил трехкомпонентную структуру государственного стандарта образования. Национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования были исключены.
4-х классная норма национальной школы принадлежит не России. Были и другие инициаторы, которые плохо кончили. Не стоило бы последовать их примеру. 
Ограничение национального образования для народов, захваченных восточных стран четырьмя классами народной школы предусматривалось нацистской Германией. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предложил эту норму 25 мая 1940 года в специальной записке для Адольфа Гитлера об обращении с населением предполагаемых к захвату восточных территорий: «Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию им национального сознания и национальной культуры… ДЛЯ НЕНЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НЕ ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ВЫСШИХ ШКОЛ, А ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО ЧЕТЫРЕХКЛАССНОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ». Предложение было одобрено и стало частью нацистских планов. 
Мы вправе требовать вернуть нам наше право на сохранение и развитие родной культуры, на изучение истории и традиций своего народа. 
Мы вправе требовать отмены запрета школьных экзаменов (ЕГЭ) на родных нерусских языках как недостойную для цивилизованного государства форму дискриминации граждан по национальной и языковой принадлежности. Мы вправе требовать беспрепятственного предоставления нам нашего права учить наших детей и внуков на родном языке и родному языку – от первого школьного звонка до завершения проверки качества образования! 
Каждый народ с его самобытной культурой – это достойная уважения и заботливой защиты составная часть мировой цивилизации. 
Язык каждого народа – он не менее родной, чем язык тех, кто стремится установить в многонациональной стране свой языковой диктат. 
Родной язык – это душа и живая история народа, его многовековая культура, основа его исторической самобытности и будущего развития. 
Народы исчезают с исчезновением их языков. Народ жив, пока живет его язык. 
Язык жив, пока он неприкосновенен для любых форм насилия над ним»
По отзывам участников, форум прошел плодотворно, на высоком тематическом и организаторском уровне. Единогласным решением было принято, что следующий Форум представителей общественных организаций по вопросам сохранения и развития родных языков коренных народов Российской Федерации пройдет в Республике Башкортостан. 
 


Пресс-служба НЧО ТОЦ Фагим Валиев.




1 комментарий:

Pantera комментирует...

Если Вы не понимаете отличия между эгоистами и нормальными людьми, придется внести ясность. Эгоист - человек, думающий ТОЛЬКО о себе и плюющий на всех остальных. Он-то как раз и больной (точнее неполноценный, рудиментарный). Нормальный человек думает и о себе, и о других. Причем никогда не думает через призму "а что мне это даст". Нормальный человек может быть счастлив, когда знает, что счастливы и другие. Эгоисты - бездушные недолюди и паразиты общества. Часто именно они хорошо зарабатывают, но не несут пользы никому кроме собственной задницы. Станет ли эгоист меценатом? Никогда не поверю. Да он лучше себе купит новый Бентли. Он ведь не какой-нибудь сумасшедший, а очень умный, прогрессивный и расчетливый. Может быть, мой комментарий внесет немного ясности в ваши рассуждения, уважаемый автор. Потому как Вы занимаетесь подменой понятий. Но это Ваше право - иметь такие взгляды. Но всё равно возмутительный и недалекий пост. buy viagra