Борис Бронштейн
В связи с закрытием казанского корпункта «Радио Свобода» Всетатарский общественный центр просит Конгресс США не лишать татар России правдивой информации на их родном языке Единственное по-настоящему разговорное радио на татарском языке — это, как ни странно, финансируемое Конгрессом США радио «Азатлык» («Свобода»). Но и оно с наступлением нынешнего года закрыло свое татаро-башкирское бюро в Казани. Заинтересованные радиослушатели уже успели обсудить две версии решения американцев. Первая: те захотели немного сэкономить. Вторая: казанское бюро работало под колпаком местной власти и в ущерб журналистской профессии проявляло излишнюю лояльность к республиканскому руководству. Так или иначе, лишаться даже полусвободного вещания не хочется, и Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) перед новым годом обратился с письмом в два адреса: к Конгрессу США и к президенту радиокомпании «Свободная Европа — Свобода» Стивену Корну. «Мы всегда смотрели на радиостанцию «Свободная Европа — Свобода» как на оплот демократии, свободы слова, гласности, защиты прав человека, прав коренных народов, — говорится в письме. — От имени всего татарского народа просим…» Ну понятно чего просит ВТОЦ: пересмотра решения по казанскому бюро. Непонятно только, почему за свободой слова жители Татарстана обращаются за границу. Разве Татарстан не демократическая республика, гордящаяся своей Конституцией и ежегодно празднующая День независимости с объявлением выходного? Разве у нее нет средств и людей, способных создать свое радио, где открыто и без оглядки на сердитое начальство обсуждались бы волнующие граждан проблемы? Так, может, следует писать обращения не в Конгресс США, а к президенту Татарстана, в другие местные инстанции?— Думаете, не писали? — говорит председатель ВТОЦ Галишан Нуриахмет. — Неоднократно писали президенту, в Госсовет республики. Татарского радио в республике, можно сказать, нет с начала 90-х годов. В ту пору еще была возможность высказаться, а сейчас нельзя обсудить даже проблемы образования, закрытие школ с преподаванием на татарском языке. Приведу один лишь пример: видный наш экономист когда-то выступал на радио с острыми аналитическими программами, а теперь уже несколько лет ведет передачу для садоводов-огородников. Да, так, пожалуй, всем спокойнее. Лишь бы садоводы не обсуждали, следует ли избирать председателя садоводческого товарищества или пусть его назначают из Москвы.
— Сегодня в радиоэфире Татарстана, да и Башкортостана нет ни одного источника правдивой информации, — считает проживающий в Набережных Челнах видный татарский писатель Айдар Халим. — Татарстан — это сплошная потемкинская деревня: впереди рекламная сусаль, позади — «фекаль». Один пример: путинское тысячелетие Казани. Как Казани разрешили быть старше Москвы? За два года до того на казанский Сабантуй приезжает Путин, по макушку окунается в татарскую простоквашу, вытаскивает оттуда пятирублевую дюраль. На самом же деле Путиным была вытащена не монета, а 90 процентов золотых поступлений Татарстана в пользу федеральной казны. Под призывы к обновлению города волею наших татарских мандаринов была разрушена старая татарская часть Казани, включая номера гостиницы «Булгар», в которых жил и работал наш великий поэт Тукай. Но об этом татарское радио не говорило. Айдару Халиму — 70 лет, он застал разные эпохи и склонен к анализу событий в историческом аспекте. А что думают о татарском радиовещании молодые?
— Несколько лет телерадиокомпания «Татарстан — Новый век» еще допускала общественно-политические дискуссии, — рассказывает председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин. — Но приглашенным на радио ставили ограничительные флажки: прямо предупреждали, о чем можно говорить, а о чем нельзя. Сейчас и этого нет. Мы давно мечтаем о разговорном радио, таком, как «Эхо Москвы», но нет свободных журналистов, которые могут вырасти только в свободной среде, нет и предпринимателей, которые взялись бы за это.Неужели татарскому радиослушателю, желающему повернуться лицом к действительности, следует повернуться ухом к Западу? Вещание «Свободы» («Азатлык») из Праги продолжается. Президент компании Стивен Корн оперативно ответил на письмо ВТОЦ и попросил не беспокоиться. Он сообщил, что радио «Свобода» и в отсутствие казанского корпункта «намерено освещать вопросы, ответы на которые наша аудитория не может получать из других источников». Правда, к огорчению пожилой части аудитории, компания хочет «сосредоточиться более на средствах интернета», надо полагать, в ущерб привычному вещанию на коротких волнах. Как мы знаем, «Свобода» лучше, чем «Несвобода» (правда, радио с названием «Несвобода» пока еще нет). Но многие уже и не ищут никакой свободы в эфире. Хватит им и того, что по радио день и ночь поют, и можно попросить исполнить для любимой жены песню про любовь, а для любимого дедушки — все равно какую, потому что он уже лет пять ничего не слышит.
Тугой радиоузел Борис Бронштейн «Новая газета» 23.01.12
Комментариев нет:
Отправить комментарий