Михаил Саакашвили считает, что Грузии надо держаться подальше от России. Фото Reuters
В среду поздно вечером президент Грузии Михаил Саакашвили дал эксклюзивное интервью телекомпании «Рустави-2», которая накануне предложила аудитории интервью премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Оценки уходящим грузинским лидером войны в августе 2008 года, перспектив российско-грузинских отношений ожидаемо оказались противоположными тому, о чем сутками ранее говорил российский премьер.Саакашвили взял быка за рога, объявив, что Медведев врал во всех ответах. Правда же грузинского президента в том, что война была неизбежна, потому как впервые на постсоветской территории появилось современное государство в лице Грузии и это стало кошмаром для Владимира Путина. При Эдуарде Шеварднадзе, поведал Саакашвили, грузинские министры назначались Москвой и проводили курс, который нужен был ей, а потому и в войне не было никакой необходимости. После победы революции роз практике согласования назначений руководителей ведомств пришел конец, и Россия, утратив контроль над Грузией, стала готовиться к войне. «Мне об этом Кондолиза Райс говорила», – сообщил Саакашвили.
Вопреки утверждениям Москвы, грузинский президент, оказывается, искал встречи с российскими лидерами, чтобы переговорами снизить напряженность. Но безуспешно – «набирал телефон Медведева, а попадал к Путину». А с ним разговор не складывался. По словам грузинского президента, сам он в адрес Путина себе никогда ничего лишнего не позволял, а старался говорить ему только приятное. Однако Путин неоднократно оскорблял его. Еще до войны «попав» по телефону вместо Медведева к Путину, Саакашвили решил сообщить ему, что США и Запад очень недовольны эскалацией напряженности в регионе, куда Россия ввела дополнительные военные силы, и приняли много резолюций. «В ответ мне Путин сказал, что бумаги с заявлениями много, и предложил мне засунуть эти бумаги в одно место… Прямо так и сказал, и я, конечно, опешил, – вспоминал Саакашвили. – Я направлял письма Путину с озабоченностью в связи с межгосударственным кризисом, но он отвечал, что никакого кризиса не наблюдается. Просто поиздевался». «Я вел себя с ним как овца, а он себя – как волк… В итоге агрессия. Россию остановили только дипломатия и шестой флот США, – поведал Саакашвили. – Кто верит Медведеву, что он не хотел взять Тбилиси? Конечно, он хотел этого. Это было озвучено с их стороны. Это они сказали Кондолизе Райс, что их конечная цель – полное уничтожение Грузии. Американцы в это поверили, и первое, что они мне предложили, это была моя эвакуация», – заявил Саакашвили.
Понимая неотвратимость приближающейся войны, грузинский президент пошел на отчаянный шаг, предложив российской стороне узаконить за собой аэропорт в Сухуми, военную базу в Гудауте, объекты в Пицунде и Гаграх, а также готов был отказаться от идеи вступления в НАТО. «Но они отвергли и это», – отметил Саакашвили, подчеркнув, что Медведев его откровенно избегал, а с Путиным контакт был окончательно утрачен. И пришлось отражать агрессию Россию, итоги которой тяжелые. «Южную Осетию как субъект Россия практически уничтожила: в Цхинвали не осталось населения, там находятся только оккупационные войска. В Абхазии 30% – абхазы… Сказки о том, что Россия тут ни при чем, – это хождение по кругу», – подчеркнул Саакашвили.
По его мнению, наладить отношения с Россией грузинская нация может только, «если откажется от важной части своей территории, откажется от развития, от надежды на будущее и даже своего внутреннего выбора». Но это, он считает, Грузии не нужно. Как не нужен российский рынок, открытие которого для грузинской продукции Москва преподнесла, словно оказала великую честь. «Вино, которое экспортируется туда, обеспечит только около 0,1% бюджета… Правительству стоит выходить на другие рынки, а без российского рынка можно обойтись. У этой страны умирающая экономика, которая к тому же еще и находится в рецессии. Ведь факт, что без российского рынка мы развивались очень быстро», – заявил Саакашвили. По его словам, Россия закончит свой исторический путь намного хуже, чем Советский Союз.
Тбилисские эксперты, к кому корреспондент «НГ» обратился за оценкой интервью президента, воздержались от комментариев. Один из них заметил: «Слава Всевышнему, что с октября его не будет, иначе довел бы страну до новой беды». http://www.ng.ru/cis/2013-08-09/6_saakashvili.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий