Авиаперелеты остаются недоступной роскошью для большинства россиян. Долететь «Аэрофлотом» из Москвы в Сочи и обратно стоит около 20 тыс. руб. Средняя зарплата в России, по данным Росстата, по итогам 2012 г. – 26 690 руб. То есть авиабилет составляет 75% средней зарплаты. Умножьте стоимость этого билета на семью из трех человек, и проблема недоступности авиаперевозок в России встанет перед вами во весь свой гигантский рост.
Вот вам и развитие внутреннего туризма. Строить грандиозные планы и инвестировать в развитие местных курортов – дело хорошее. Но если даже добраться до них – непозволительная роскошь, то для кого они строятся?
Простое поддержание родственных и дружеских связей между людьми в нашей необъятной стране – тоже, получается, роскошь. В Москве, как известно, сконцентрировано буквально все – и рабочие места, и вузы. В этой ситуации навестить родственников какому-нибудь московскому студенту родом из Нальчика или рабочему из Новосибирска – это целое дело, на которое нужно копить.
Авиаперевозки – вещь сама по себе дорогая, – можете возразить вы. – И если у тебя денег нет, то и не летай.
Лукавость утверждения о сермяжной дороговизне авиаперелетов доказывают лоукостеры, международные низкобюджетные авиакомпании. Общеизвестно, что долететь из одного европейского города в другой можно относительно недорого. Например, из Лондона в Рим и обратно можно добраться примерно за 200 евро, то есть менее чем за 9 000 руб. Расстояние – 1 800 км, на 200 км больше, чем расстояние от Москвы до Сочи (1 600 км). При этом аэрофлотовский билет Москва-Сочи дороже в два с лишним раза.
Спросите любого представителя отечественных авиакомпаний: почему такая нескладная арифметика получается – совсем не в пользу российских авиалиний? Ответ будет примерно такой. Россия – страна с холодным климатом, огромными расстояниями и неразвитой инфраструктурой. Аэропортов мало, конкуренции между ними нет, в наземном сервисе цены монополизированы. Затраты на отопление аэропортов и технических помещений – большую часть года. Кроме того, наше законодательство содержит ряд положений, которые препятствуют снижению цен на авиабилеты. Например, авиаперевозчик обязан предоставлять бесплатное питание на борту, а также бесплатный провоз багажа. Невозможно нанять иностранных пилотов, а наших летчиков мало, поэтому и зарплату они требуют запредельную. Тут же вспомнится и российский опыт лоукостеров – Sky Express и Avianova. Обе компании буквально обрушили цены (500 руб. Москва-Сочи в один конец), а через пару лет обанкротились.
Факты эти невыдуманные, реальные. Однако противная арифметика и реальная жизнь имеют кое-что возразить.
Сегодня международные лоукостеры настойчиво пытаются выйти на российский рынок, предлагая перелеты из Москвы в Европу. Вот один из них недавно запустил рейс Москва-Лондон. Билет в обе стороны стоит около 10 тыс. руб. Билет Аэрофлота по тому же направлению – около 22 тыс. руб. (220% от цены лоукостера). Направление, расстояние, правила полетов, даже погода – все одинаковое. Кроме цены.
И еще один важный момент. Уже упомянутый мною аэрофлотовский билет Москва-Сочи (расстояние 1600 км) по цене практически равен аэрофлотовскому же билету Москва-Лондон (расстояние 3400 км).
Можно долго обсуждать причины этой арифметической загадки. Моя гипотеза такова: на международных линиях есть конкуренция, а на внутренних маршрутах ее нет. И как ни крути, именно отсутствие конкуренции видится главной причиной того, что люди в России не летают. Точнее летают, но не в России, а за ее пределами.
Кстати, эту гипотезу подтверждают и данные Росавиации, согласно которым в 2013 г. количество слетавших за границу, превысило долю тех, кто летает внутри страны. И этот разрыв будет увеличиваться, уже сейчас динамика роста международных авиаперевозок в России – 27%, а внутренних – лишь 9%.
Антон Губницын
Источник: echo.msk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий