Чем характеризовалась прошедшая неделя? В редакции отключили на три дня неожиданно кабельный Интернет, ремонтная бригада никак не могла понять, в чем причина. Отключили мобильный Интернет. Газета на день была задержана с выходом в киоски, и затем на два дня завис сайт zvezdapovolzhya.ru. Вероятность совпадения четырех независимых событий одинаковой «политической» направленности вообще-то мала. Что вызвало неудовольствие? Может, нашумевшая статья «Тукаевская премия», может, статья «Ветер», может, материалы о конфликте в ДУМе, не «Диана Вишнева», в конце концов? Скорее всего это были «учения», отрабатывалась модель подавления инакомыслия. Судя по последним событиям, Путин несколько нервничает в связи с предстоящей инаугурацией, а вдруг действительно на площади выйдут миллионы с протестом, и что тогда делать? Нужно прогнозировать и крайне радикальный для власти вариант развития. Может, все независимые коммуникации и Интернет придется «перерубать». Нельзя сказать, что в Казани градус политической активности с приближением инаугурации возрастает, скорее наоборот, падает, народ рвется на дачи, и его не волнует, кто в стране будет президентом. Обнародовано решение Путина выдвинуть премьера 8 мая, перед Днем Победы. Иначе Медведева не пустят и в президиум праздника.
Удивительно, но в это время Кудрин встречается с влиятельными персонами и заявляет, что у него была встреча с Путиным, и Путин именно ему сделал предложение быть премьер-министром России. Такое впечатление, что Путин одновременно несколько человек попросил быть премьером. Путин предложил Медведеву возглавить «Единую Россию», сам заявил, что 7 мая сложит полномочия председателя партии. То, что «Единая Россия», насчитывающая 2 миллиона человек, превращается в «медведевскую», а не «путинскую» партию, довольно ясно указывает, что Путин последовательно «сливает» не нужную ему партию. Мавр сделал свое дело, мавр может умереть. Первые выборы губернаторов предстоят уже осенью, и мало кто из кандидатов желает себя связывать с теперь уже политическим аутсайдером, «Единой Россией», которая превращается в «чемодан без ручки».
Но какая партия будет «путинской»? Что делать с едроссами в Татарстане? Члены ЕР оказываются в глупейшем положении, в положении известного одноразового предмета. А какие были надежды, какие надувания румяных щек, какие солидные проценты на выборах в республике – однако все разваливается на глазах. Ай да Путин, всех развел опытный чекист. Нужно ли создавать теперь вновь руководителям республики свою собственную политическую организацию, аналог «Отечество – вся Россия 2.0», то есть новый пул региональных лидеров? Но где те региональные лидеры? Шаймиев в конце концов практически «заморозил» свое пребывание в ЕР и после выборов уже не без удовольствия отметил, что предупреждал о кризисных явлениях в «Единой России» еще летом 2011 года.
То, что Путин предлагает Медведеву стать лидером ЕР, доказывает, Путин не хотел бы, чтобы у Медведева появилась своя самостоятельная политическая организация. Оппозиция в России уже контролирует примерно 40% голосов в крупных городах, а в Москве и Петербурге все 50%. Это значит, что у «европейского», относительно либерального медведевского вектора развития страны есть довольно внушительный потенциал, и как Путин ни будет пытаться раскалывать оппозицию на множество мелких групп во главе с нановождями, все равно интегральное давление «креативного класса» будет только возрастать, хотя, конечно, волнообразно, с неизбежными подъемами и падениями. Буревестник офисной революции Прохоров залег на дно, но его практически третье место на выборах означает, что хорошую должность он получит. Или в крайнем случае хорошие деньги.
Безотносительно от кремлевских маневров наступает время значительно большей политической свободы на всей территории страны. Раскол в верхах станет острее, и Путину придется лавировать в условиях нарастающего общественного давления. Возможности репрессивной машины невелики, в США уже началось обсуждение проекта «закона Магнитского», по которому все чиновники, которые способствуют нарушению прав человека в России, не только лишаются права на визу в США, но и их имущество и счета арестовываются. А, по последним исследованиям, это может быть триллион долларов. США вешает над шеями богатых российских чиновников ощутимый дамоклов меч. Своя рубашка ближе к телу, за такие деньги семьи ответчиновников сдадут не только Путина, «Единую Россию», но саму Россию тоже. Что предпочтет среднестатистический российский чиновник с состоянием в США в 10 миллионов долларов, какие интересы он будет защищать? Сто лет ему не нужен Путин с его патриотической риторикой. Кудрин борется за свое личное состояние, он патриот своих капиталов. Старый принцип – где хорошо, там и родина.
Москва – европейский город, интегрированный в европейское пространство, и он неизбежно голосует исходя из европейских стандартов потребления, в том числе и «политического» потребления. Надеяться править в современном европейском городе с помощью феодальных приемов – это значит быть уже совершенно оторванным от действительности. Путин производит впечатление снеговика, который удивляется, почему он начинает таять с приходом весны и солнца. Это не революция, просто снег и лед с приходом тепла превращаются в воду, и ничего здесь не поделаешь, неумолимый закон природы. Если такой политический «снеговик» еще пытается при этом демонстрировать властные претензии, то это кончается довольно смешно.
Самый интересный вопрос – куда двигаться Татарстану в условиях второй волны либерализации? Путинский гиперцентрализм (в общем-то это вульгарный империализм, завуалированный термином), когда ежегодно 400 миллиардов рублей «вытаскивается» из Татарстана, прямо тормозит развитие республики. Жалкие подачки на Универсиаду в 20 – 30 миллиардов рублей ежегодно в лучшем случае – явно неэквивалентный обмен. Нашей элите в современных условиях Москва не нужна, она воспринимается не как необходимый эффективный менеджер управления ресурсами, а как феодальный эксплуататор. Даже КГС и ОРК вынуждены будут это признать. На изучение того же русского языка если направлять дополнительно хотя бы 10 миллиардов рублей ежегодно из 400 миллиардов вывозимых из республики рублей – скажем, 100 русских спецшкол открыть с бюджетом каждой по 100 миллионов рублей в год, и никаких проблем с русским языком не будет. Члены ОРК – суть ваших проблем и претензий не в татарской политической и экономической элите и ее нежелании удовлетворять культурные запросы русского народа (наоборот, чем культурнее будет русское население Татарстана, тем лучше будет всем, тем комфортнее будет обстановка в республике), а суть в хищническом вывозе капиталов из республики в федеральный центр. Актуален лозунг «За вашу и нашу свободу!», а не противостояние, выгодное реакции. Бюджет республики – 120 миллиардов рублей, и ежегодно три бюджета еще вывозится, с такими ресурсами мы никогда не только не приблизимся к московским стандартам, мы будет только отставать. Зачем республике все время выпрашивать из федерального центра свои собственные деньги? А наши нищие муниципалитеты?
Отсюда – основное требование новой фазы буржуазно-демократической революции в России, требование децентрализации и реального бюджетного федерализма. Необходимо сократить вывоз капитала из республики хотя бы в два раза, то есть до 200 миллиардов рублей. И то много федеральному центру остается за низкое качество управления. В стране должна возникнуть партия «бюджетного федерализма» и развития местного самоуправления, земства. Основная цель – изъятие контроля у федерального центра за бюджетными деньгами и закрепление большей части собранных ресурсов в муниципалитетах и регионах.
Избирательные голоса на 80% в стране принадлежат регионам. Следовательно, 80% средств должно находиться тоже там. Илья Пономарев, депутат Госдумы, уже говорил, что он победил в Новосибирске с лозунгом «Хватит кормить Москву!». Как только в Татарстане появится приличный бюджет, то и дороги, и жилье (и цены на него) тоже станут нормальными. Через муниципалитеты можно наладить общественный контроль, коррупцию легко можно победить с помощью реального контроля над расходами чиновников. Нужна только политическая воля, причем не власти, а населения. В общем, пока власть будет феодальной – все мы будем нищими. Пора положить этому конец. Рашит АХМЕТОВ.http://www.zvezdapovolzhya.ru/