понедельник, 12 ноября 2012 г.

ИноСМИ: ельцинизация Путина


Новость на Newsland: ИноСМИ: ельцинизация ПутинаРезонансные падения с вершин российской власти, особенно если их окружает атмосфера скандала, никогда не бывают случайными. Отставка Анатолия Сердюкова - это не только результат войны кланов российской элиты, но также — симптом постепенного изменения расклада сил в Кремле и уменьшения роли Владимира Путина.
С точки зрения профессионализма и следования стандартам профессиональной этики министр Сердюков был не хуже и не лучше большинства представителей правящей элиты. Каждый, кто сталкивался с работой российского административного аппарата, отдает себе отчет в том, что механизм функционирования государственных структур, - особенно на стыке администрации и бизнеса, - опирается на коррупцию. Впрочем, современная Россия в этом плане не отличается ни от Российской империи, ни от Советского Союза.
Соринку в чужом глазу…
Очевидно, что человек, добравшийся до вершин федеральной иерархии, не мог не участвовать в коррупционных механизмах. Более того - делал это с согласия и ведома своего высшего начальства. Так что сообщение общественности информации именно о Сердюкове демонстрирует не стремление искоренить патологию, а результат беспрецедентной борьбы кланов внутри российской элиты. Медиа-скандал вокруг злоупотреблений в министерстве обороны и предъявленные обвинения ближайшим соратникам министра в растрате сложно счесть началом антикоррупционной кампании, - тем более, что компрометирующие материалы находятся в руках прокуратуры и Счетной палаты, которые сами погрязли в коррупции ничуть не меньше, чем ведомство «питерского мебельщика».
В реалиях современной России, в отличие от большинства развитых стран, политические скандалы — это не причина, а следствие ослабления позиции замешанных в них политиков. Отставка Сердюкова стала результатом продолжающейся уже больше года, с момента объявления рокировки Путина и Медведева, борьбы за власть и влияние. Громкие кампании шельмования, разворачиваемые в контролируемых различными группами интересов российских СМИ и вызывающие политические скандалы, не становятся стимулом к переменам, а служат, скорее, методом информирования населения о меняющейся геометрии расклада сил в российской элите.
Реформированный министр обороны
Анатолий Сердюков много лет воспринимался как человек внутреннего круга наиболее приближенных людей Путина. В ходе дискуссий о перестановках в правительстве и администрации, которые велись в момент смены политического цикла, эксперты редко прогнозировали его уход. И если российский президент решил принести в жертву одного из своих самых верных приближенных, значит, он находился под сильным давлением. Тем более что структуры министерства обороны и вся российская армия переживают сейчас процесс динамичных перемен, осуществление которых стало в свое время основной причиной для назначения Сердюкова на его должность. Причиной настолько весомой, что, несмотря на все скандалы, министр, которого ненавидели военные и который не пользовался популярностью в обществе, пережил не один поворот кадровой карусели и череду направленных против себя медиа-кампаний. Следует отметить, что проведенные им реформы существенным образом затронули интересы военной бюрократии, раздутого офицерского корпуса и представителей оборонной промышленности. Свержению незаменимого реформатора способствовало не возмущение снующими по коридорам здания на Фрунзенской набережной подружками министра, а консолидированные силы генералитета, чиновников и «красных директоров».
Начало конца?
Ключевой вопрос звучит так: что вынудило Путина пойти на такой шаг? Если предположить, что чиновники в погонах пригрозили вождю неповиновением, то мы имеем здесь дело с серьезным ослаблением позиции нынешнего президента, которому в течение всего периода пребывания у власти удавалось искусно добиваться своих целей, уравновешивая интересы групп влияния, составляющих российскую элиту. Не исключено, что условием возвращения Путина на высший пост в государстве, был как раз отказ от реальных полномочий. В таком случае отставка Серюкова может положить начало серии шагов, которые приведут к «ельцинизации» президентской власти, то есть передачи прерогативы реализации государственной власти и процесса принятия решений от официальных структур к неформальным группировкам и группам влияния.
Вероятно, военно-промышленное лобби, берущее в свои руки контроль над денежными потоками на вооружения, — это лишь одна из таких групп, и сложно ожидать, что после такого впечатляющего успеха другие кланы не заявят свои претензии на кусок федерального пирога. Своей очереди на свободное присвоение народных богатств ждут олигархи, которых Путин держал на коротком поводке; нефтяники, которых раздражает необходимость платить налоги; пребывающие во фрустрации чиновники; разжалованные губернаторы, кавказские атаманы и многие другие люди, с ностальгией вспоминающие времена ельцинского эльдорадо.
Якуб Корейба
Источник: inosmi.ru

Комментариев нет: