Ровно 24 года назад, 24 октября 1990 года Государственным советом была принята Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики, правозгласившая "государственный суверенитет Чувашской ССР как верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти республики на всей ее территории".
Принятие декларации проходило на фоне всеобщего подъема национального самосознания коренных народов национальных республик. Переформатирование отношений субъектов с центром было большим и важным шагом на пути к установлению подлинной модели равноправных взаимоотношений народов, и закономерным этапом на пути к построению полноценного демократического национального государства.
Важно понимать, что данный тип суверенитета, конечно не был равнозначен суверенитету РФ, и уже только поэтому, говорить что «все это сепаратизм проклятый» неправильно. Реализация неотъемлемых национально – культурных и экономических прав осуществлялось в рамках единого союзного государства. Вопреки навязываемым государственными СМИ стереотипам, в рамках федерации, обладание национальной республикой суверенитетом не приводит к возникновению на ее границах трехметровых бетонных стен с колючей проволокой, а ее города не превращаются в подобие индийских трущоб. Наоборот, суверенитет стимулирует ее всестороннее развитие, что уже доказано на практике. У нового субъекта международного права открывается горизонт новых, не доступных ранее возможностей. Наиболее важные среди них - это возможность строить связи с другими государствами напрямую: экономические, культурные, политические и так далее. По сути, принятие данной декларации подталкивало республику к поиску новых источников доходов, что в конечном счете подстраховывало бы и удерживало на плаву ее экономику в случае кризиса. То есть, принятие декларации - это не «сепаратизм проклятый» еще и потому, что благодаря новым связям, у всей федерации вырабатывается определенный иммунитет к экономическим встряскам, и в конечном счете укрепляется ее же жизнеспособность. Таким путем, к слову, пошла Европа.
Из за противоборства со стороны прокремлевских сил, в первую очередь в лице тогдашнего президента Николая Федорова, судьба декларации сложилась печально. Долгая борьба за суверенитет между чувашской элитой и представлявшим интересы Москвы президентом республики, продолжавшаяся с начала девяностых, завершилась 23 июля 2001 года, когда Госсовет Чувашии принял закон, ликвидирующий несоответствия между республиканским и федеральным законодательством в пользу, конечно же, федерального. Приоткрытое ненадолго окно во внешний мир захлопнулось, и над республикой вновь навис глухой занавес.
Говоря о дне сегодняшнем, то можно сказать, что заданная Федоровым тенденция к сокращению самостоятельности Чувашской Республики нисколько не потеряла своей формы. Сейчас, вслед за суверенитетом, выбивается и сама его основа, без которой его юридическое установление становится не возможным. И в первую очередь, это конечно же изъятие из Конституции Чувашии определения ее как государства и ликвидация института президентства.
Праздники, связанные с историей становления государственности Чувашской Республики, являются важнейшим фактором в формировании чувашской идентичности и поднятии самосознания чувашского народа. По этой причине эта дата, к сожалению, остается не замеченной правительством республики. Мы живем во времена, когда наше же государство, вместо хотя бы символического празднования дня принятия Декларации о государственном суверенитете, пытается впарить нам какой то день работника автотранспорта и таможенника, оставив наш главный национальный праздник на обочине истории. Но только истории порой свойственно повторяться.
Принятие декларации проходило на фоне всеобщего подъема национального самосознания коренных народов национальных республик. Переформатирование отношений субъектов с центром было большим и важным шагом на пути к установлению подлинной модели равноправных взаимоотношений народов, и закономерным этапом на пути к построению полноценного демократического национального государства.
Важно понимать, что данный тип суверенитета, конечно не был равнозначен суверенитету РФ, и уже только поэтому, говорить что «все это сепаратизм проклятый» неправильно. Реализация неотъемлемых национально – культурных и экономических прав осуществлялось в рамках единого союзного государства. Вопреки навязываемым государственными СМИ стереотипам, в рамках федерации, обладание национальной республикой суверенитетом не приводит к возникновению на ее границах трехметровых бетонных стен с колючей проволокой, а ее города не превращаются в подобие индийских трущоб. Наоборот, суверенитет стимулирует ее всестороннее развитие, что уже доказано на практике. У нового субъекта международного права открывается горизонт новых, не доступных ранее возможностей. Наиболее важные среди них - это возможность строить связи с другими государствами напрямую: экономические, культурные, политические и так далее. По сути, принятие данной декларации подталкивало республику к поиску новых источников доходов, что в конечном счете подстраховывало бы и удерживало на плаву ее экономику в случае кризиса. То есть, принятие декларации - это не «сепаратизм проклятый» еще и потому, что благодаря новым связям, у всей федерации вырабатывается определенный иммунитет к экономическим встряскам, и в конечном счете укрепляется ее же жизнеспособность. Таким путем, к слову, пошла Европа.
Из за противоборства со стороны прокремлевских сил, в первую очередь в лице тогдашнего президента Николая Федорова, судьба декларации сложилась печально. Долгая борьба за суверенитет между чувашской элитой и представлявшим интересы Москвы президентом республики, продолжавшаяся с начала девяностых, завершилась 23 июля 2001 года, когда Госсовет Чувашии принял закон, ликвидирующий несоответствия между республиканским и федеральным законодательством в пользу, конечно же, федерального. Приоткрытое ненадолго окно во внешний мир захлопнулось, и над республикой вновь навис глухой занавес.
Говоря о дне сегодняшнем, то можно сказать, что заданная Федоровым тенденция к сокращению самостоятельности Чувашской Республики нисколько не потеряла своей формы. Сейчас, вслед за суверенитетом, выбивается и сама его основа, без которой его юридическое установление становится не возможным. И в первую очередь, это конечно же изъятие из Конституции Чувашии определения ее как государства и ликвидация института президентства.
Праздники, связанные с историей становления государственности Чувашской Республики, являются важнейшим фактором в формировании чувашской идентичности и поднятии самосознания чувашского народа. По этой причине эта дата, к сожалению, остается не замеченной правительством республики. Мы живем во времена, когда наше же государство, вместо хотя бы символического празднования дня принятия Декларации о государственном суверенитете, пытается впарить нам какой то день работника автотранспорта и таможенника, оставив наш главный национальный праздник на обочине истории. Но только истории порой свойственно повторяться.
syltam-havat.livejournal.com
24 года со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Чувашской Республики.
Ровно 24 года назад, 24 октября 1990 года Государственным советом была принята Декларация о государственном суверенитете Чувашской Республики, правозгласившая…
Комментариев нет:
Отправить комментарий