
Сабантуй-
время для самого любимого татарского праздника. Начало лето, это время
самого любимого татарского праздника „Сабантуй”. Праздник проводится уже
более тысяча лет. Сабантуй празднуется по окончания весенних полевых
работ и справляется на природе, как на селе, так и в городах - везде,
где живут татары. В рамках Cабантуя проводятся народные гуляния и
разного рода состязания - из миски с катыком или кефиром выловить
монетку, лазание за призом на отполированном до блеска шесту, бег в
мешках или с коромыслом через плечо и ведрами, наполненными водой, бой
горшков с завязанными глазами и др. Главными состязаниями на Сабантуе
всегда считаются скачки на лошадях и национальная борьба на поясах –
курэш [тат - көрәш]. Победитель курэша всегда получает подарок – обычно
живой баран...
Традиции чтятся и обогащаются. В
этом году впервые Общебалтийский Сабантуй прошел в Нарве (Эстония) под
руководством и усердием Нарвской татарской общины с поддержкой городских
властей, министерства культуры Эстонии, горожан и друзей.
Участниками
Cабантуя стали как горожане и жители Эстонии, так и представители из
Латвии, Российской Федерации, Чехии, Польши, Германии, Финляндии и
других стран. (Для сведенья – Нарва находится прямо напротив Ивангорода
(Россия, Ленинградская область)). В прошлом году Общебалтийский Сабантуй
проходил в Тракай (Литва) а в новом 2013 году пройдет в Риге (Латвия).
Праздник начался с торжественного шествия через город. В начале шествия
ехала лошадиная повозка, и в ней сидящие с песнями приветствовали всех
окружающих, и за ней следовали все участники со знаменем Сабантуя. Само
шествие завершилось на месте проведения основных мероприятий Сабантуя на
майдане – в этот раз у Нарвской крепости. В Сабантуе участвовали все.
Выступали представители самых разнообразных народов и обществ, как
самого города и разных регионов Эстонии, так и представители разных
стран – татары, башкиры, чуваши и еще многие другие (множество и
разнообразие участников большое).
Особенно
хочется отметить и поблагодарить артистов из Республики
Татарстаннародного театра танца Сайдаш (Казань). На праздничной площадке
был сооружен макет татарского дома, для представления быта татар в
старину. Ну и, конечно же, рядом подглядывал Шурале. Так же была
возможность ознакомиться с историческими сведеньями о татарах. Были
игры, состязания, танцы и веселья, и, конечно же, угощения татарской
кухни. История эстонских татар была представлена в фотографиях на
специальном стенде. СПРАВКА Музейные архивы хранят и свидетельства о
давних исторических корнях татар в Нарве. Есть данные о том, что в 20-е
годы прошлого века в Нарве была крепкая татарская община: представители
этой общины вносили заметный вклад в экономику города, в развитие ее
культурной жизни, действовала воскресная школа – с преподаванием
культуры и истории татарского народа, преподавались и начальные
религиозные знания ислама. В 1928 году была официально зарегистрирована
Нарвская татарская община. Выжившие в войну 1941-1945 годов татары Нарвы
разъехались по Эстонии и миру. После войны в 1948 году в Нарве
появилось новое поколение татар. Они приехали возрождать Нарву из руин
(Нарва в ходе войны была разгромлена). Деды многих нынешних нарвских
татар – родом из Нижегородской области и других мест Поволжья. В 1988
году в Эстонии возрождается деятельность татарской общины. В 1989 году
возобновляет деятельность на основе преемственности религиозное
объединение Исламский приход Эстонии. А в Нарве культурное татарское
общество было зарегистрировано в 1997 году, сейчас общество возглавляет
Марьям Малышева (страничка общества в интернете http://www.narvatatarlar.eu/).
Татарские общины действуют и в других городах Эстонии – Маарду,
Таллинне и др. Общее численность татар в Эстонии превышает 2400. В
Эстонии татары проживают в Таллинне, Пярну, Нарве, Йыхве, Маарду, Ярве,
Тарту и др.
Сезне Сабантуй бәйрәме белән чың куңелдән котлыйбыз! Сезгә исәнлек - саулык, бәхет һәм иминлек телибез!
Хөрмәт белән, Рамил Кадыров |
Комментариев нет:
Отправить комментарий