пятница, 14 сентября 2012 г.

Виртуальный антиэкстремизм


Доклад центра СОВА об особенностях применения антиэкстремистского законодательства в интернете (2007–2011)

«Нового законодательства для борьбы с экстремизмом в интернете не нужно»
«Нового законодательства для борьбы с экстремизмом в интернете не нужно»

Опыт российской практики борьбы с кибервраждой нельзя назвать успешным. Количественные показатели антиэкстремистских мер растут, но качество правоприменения ухудшается. Его даже нельзя назвать избирательным – оно становится просто хаотичным. В итоге нет представления о том, что же должно быть запрещено в интернете.
Этот доклад ставит перед собой достаточно ограниченную задачу: систематизировать имеющуюся у Центра «СОВА» информацию о применении антиэкстремистского законодательства в интернете. Содержательную сторону антиэкстремистского правоприменения, в том числе и в делах, имеющих отношение к интернету, мы не раз уже обсуждали в наших докладах (в разделах «Расизм и ксенофобия», Неправомерный экстремизм»), поэтому здесь мы сосредоточим внимание на тех правовых механизмах, которые используются для регулирования интернета в сфере действия антиэкстремистского законодательства.
В России интернет становится доступным все большему числу жителей страны, что дает неограниченные возможности для распространения самого разного контента, в том числе и кибервражды, присутствующей в российском интернете в огромном количестве, хотя бы потому что интернет – это пока мало цензурируемое пространство и в нем может беспрепятственно высказаться любой человек.
Русские радикальные националисты примерно до 2006 года чувствовали себя в киберпространстве достаточно безнаказанно. Хотя на праворадикальных форумах неоднократно публиковались рекомендации, как спрятать свою переписку в интернете и уберечься от внимания спецслужб, большая часть «подстрекательского» аудио- и видеоматериала выкладывалась в открытый доступ и без особых предосторожностей.
Однако количество квалифицированных пользователей интернета росло и среди сотрудников правоохранительных органов, и с 2006 года рессинг на рунет (в том числе и на ультраправый его сектор) значительно вырос.
Сейчас в российской правоохранительной антиэкстремистской практике уже накоплен достаточно обширный опыт «борьбы с экстремизмом» в интернете, и эта борьба, понятно, коснулась не только реальных подстрекателей к расовой и тому подобной ненависти, но и многих других, чья вина сомнительна, а иногда и вовсе отсутствует.
К сожалению, в данном докладе мы не можем охватить все нюансы правоохранительной практики и останавливаемся лишь на основных мерах, которые применяются как к частным пользователям интернета, так и к юридическим лицам: интернет-СМИ, интернет-провайдерам, хостинг-провайдерам, социальным сетям, учебным заведениям, библиотекам и т.д. Структурно первая часть доклада посвящена правовому регулированию использования веб-пространства и основным законам и законопроектам в этой области. Далее анализируется практика уголовного и административного преследования за пропаганду в интернете. Следующие части посвящены работе Роскомнадзора с интернет-СМИ и работе прокуратур с интернет-провайдерами. Хронологически доклад охватывает период с 2007 до конца 2011 года. Развитие событий в нынешнем году – а оно было очень бурным – будет представлено уже в следующей, обновленной версии доклада.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/comments/2012/09/14_x_4770101.shtml

Комментариев нет: