Концепция
Отшумел, отошел
в историю V Всемирный конгресс татар. Его итоги еще предстоит
анализировать. С точки зрения организации он был, как обычно в
Татарстане, традиционно гостеприимен, даже роскошен. С точки зрения
сдвига из положения «канонического ступора», в котором находится
татарское национальное движение, начиная с приходом к власти президента
Путина – он продемонстрировал некое зримое отступление даже от той же
недавней юбилейной конференции, посвященной 20-летию Конституции
Татарстана, особенно положений доклада Шаймиева на этой конференции.
Сладковский (ч. 1)
Александр
Сладковский ворвался в культурную жизнь Казани словно метеор, скорее
даже как «Тунгусский метеорит» – такое глубокое колебание культурной
почвы столицы Татарстана он вызвал. За два года с редкой методичностью,
целеустремленностью, трудолюбием, профессионализмом, любовью, азартом
упорно, тщательно развивал Государственный симфонический оркестр
Республики Татарстан, «притирая», шлифуя его до идеально отлаженного
европейского уровня. Было огромное количество сомневающихся, скептиков,
почти никто в Казани не верил, что такое возможно – региональный
симфонический оркестр встанет в один ряд со столичными, с Уральским
симфоническим оркестром.
Председателю Общественной палаты Республики Татарстан Хайруллину И.К.
К Вам за
содействием и защитой обращаются жильцы дома №23 по улице Строителей
поселка Салмачи. В нашем доме 12 квартир, в основном это молодые семьи с
маленькими детьми.
Наш дом собираются разрушить, нас выселить на улицу. Наступила зима, и нам отключили газ (отопление дома осуществляется газом) – это откровенное варварство и издевательство. Наш дом построен абсолютно законно, но городские власти скорее всего «возмущены» слишком низкими ценами на квадратные метры в нашем доме (25 тысяч рублей кв. м, цена в Казани в среднем в два раза выше) и выискивают все новые фиктивные «причины» для того, чтобы запретить нам регистрацию наших прав на жилище. Делается это все в нарушение закона «задним числом».
Наш дом собираются разрушить, нас выселить на улицу. Наступила зима, и нам отключили газ (отопление дома осуществляется газом) – это откровенное варварство и издевательство. Наш дом построен абсолютно законно, но городские власти скорее всего «возмущены» слишком низкими ценами на квадратные метры в нашем доме (25 тысяч рублей кв. м, цена в Казани в среднем в два раза выше) и выискивают все новые фиктивные «причины» для того, чтобы запретить нам регистрацию наших прав на жилище. Делается это все в нарушение закона «задним числом».
Новости (№ 45 2012 г.)
Сообщение о
постепенных «разрушительных» процессах в научной библиотеке им.
Лобачевского Казанского федерального университета, о возможности
передачи ее помещения Сбербанку РФ вызвало большой общественный
резонанс. С весьма обстоятельными «опровергающими» интервью по
телевидению и в официальных СМИ выступил директор библиотеки им.
Лобачевского Евгений Струков, назвав процесс постепенной фактической
ликвидации третьей по фондам в России библиотеки (около 7 млн. томов)
«бредом». Он считает, что «двусмысленное» заявление ректора КФУ Ильшата
Гафурова на встрече с участниками протестного пикета: «Книгохранилища
нам не нужны» – послужило основанием для беспокойства (хотя что в нем
двусмысленного, довольно однозначно).
Открытое письмо
В высшей
степени аморальный поступок журналиста вынуждает меня написать это
открытое письмо, которое адресовано прежде всего научному сообществу
России.
Связано это с тем, что 30 ноября 2012 года на сайте информационного агентства «REGNUM» вышла статья под названием «В Казани на конференции этнологов обсудили положение русских в Татарстане». В статье рассказывается о ежегодной конференции «Бусыгинские чтения», проводимой кафедрой этнологии и археологии Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) совместно с Консерваторией и Национальным музеем РТ.
Связано это с тем, что 30 ноября 2012 года на сайте информационного агентства «REGNUM» вышла статья под названием «В Казани на конференции этнологов обсудили положение русских в Татарстане». В статье рассказывается о ежегодной конференции «Бусыгинские чтения», проводимой кафедрой этнологии и археологии Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ) совместно с Консерваторией и Национальным музеем РТ.
Орфографический империализм (ч. 4)
Бурное и шумное
обсуждение обеих проектов началось с вопросов докладчикам и свелось к
обсуждению решения Татарстана о восстановлении татарского алфавита на
основе латиницы. Отмечу, что вопросов со стороны депутатов-«единороссов»
не было. Большинство вопросов были адресованы мне. В основном, они
связаны были с непониманием сути проблемы. Мне показалось, что мои
ответы были удовлетворительны. Во всяком случае, они не вызывали
возражений или агрессивного неприятия.
Демарш
6 декабря на
сайте субресурса официального республиканского агентства «Татар-информ»
появилось «Открытое письмо» профессора кафедры этнологии и археологии
Казанского федерального университета Татьяны Титовой, в котором она
опровергает собственные заявления, сделанные 28 ноября на конференции
этнологов «Бусыгинские чтения» в Казани. В тексте письма Титовой
содержатся обвинения в адрес корреспондента ИА REGNUM, написавшего
репортаж с конференции, и в адрес самого агентства во лжи.
Обращение к Советам старейшин – Шура аксакалов городов, районов, сел и деревень Республики Татарстан
Совет старейшин
Республики Татарстан – Шура аксакалов завершила подготовительный первый
этап к съезду народов Татарстана и России, довела в доступной форме
наше видение предстоящего важного события в жизни народов. Мы изложили
его так, как понимаем, и надеемся на поддержку всех народов и
национальностей Республики Татарстан и России в целом.
Впереди следующий второй, наиболее важный этап – выборы достойных делегатов на съезд, ибо будущее наше, без преувеличения, будет зависеть от их решения, от их видения ситуации на ближайшую и дальнюю перспективу. Это будет первый съезд народов суверенного Татарстана в федеративной России, и он должен состояться.
Впереди следующий второй, наиболее важный этап – выборы достойных делегатов на съезд, ибо будущее наше, без преувеличения, будет зависеть от их решения, от их видения ситуации на ближайшую и дальнюю перспективу. Это будет первый съезд народов суверенного Татарстана в федеративной России, и он должен состояться.
Я и политика (ч. 2)
Вечером,
когда мы ужинали вместе с вице-премьером Фильзой Гарифовичем
Хамидуллиным и министром финансов Дмитрием Нугмановичем Нугмановым,
Нугманов произнес: «Индус Ризакович, как это вы сделали? Вы же историк».
Я ему ответил: «Как это было сделано, ты видел сам. А стало это
возможным потому, что я знаю весь процесс в целом. Прежде всего саму
декларацию и то, для чего она принималась. И переговоры тоже. Никто
сегодня в том зале, где мы сидели, не знал, как проходили переговоры в
августе и как составлялся протокол. Все это я постарался использовать».
Традиционный ислам
События,
которые в последние годы происходят в мусульманской сфере Татарстана,
вызывают у наблюдателей множество вопросов. И главные из них: в чем
причина происходящего и что делать?
Много лет мы считали, что Татарстан является примером религиозного и национального благополучия. И вдруг, буквально в течение нескольких месяцев, информационное пространство наполнилось сообщениями о том, что Татарстан превращается в «логово ваххабизма», здесь процветают сепаратистские настроения, существует языковая проблема и так далее. Наблюдая за всем этим, складывалось ощущение, что против республики ведется упорная и планомерная кампания. Цель ее очевидна – не просто дискредитация работы руководства Татарстана, но и дискредитация самой идеи национальных республик в составе РФ.
Много лет мы считали, что Татарстан является примером религиозного и национального благополучия. И вдруг, буквально в течение нескольких месяцев, информационное пространство наполнилось сообщениями о том, что Татарстан превращается в «логово ваххабизма», здесь процветают сепаратистские настроения, существует языковая проблема и так далее. Наблюдая за всем этим, складывалось ощущение, что против республики ведется упорная и планомерная кампания. Цель ее очевидна – не просто дискредитация работы руководства Татарстана, но и дискредитация самой идеи национальных республик в составе РФ.
Что такое дин (религия)?
Интересующиеся
спрашивают: «Мы не знаем, что такое дин (религия). Ответ: «Все, что
говорят, что делают, чему поклоняются (идолам, иконам, изображениям,
крещениям), называется дин (религия) 603 – 99 – 7/8, 485 – 42 – 20/22.
Или называется миллет (религия) 150 – 6 – 161, 63 – 3 – 95».
Действие человека, его речь, молитвы, обряды, которые он совершает, – это дин (религия) этого человека. 608 – 109 – 1/6. Смотри книгу «Мунжид» стр. 231. Если нужны другие объяснения, то смотри арабско-татарский словарь стр. 632, арабско-русский словарь стр. 645, турецкий словарь стр. 645.
Действие человека, его речь, молитвы, обряды, которые он совершает, – это дин (религия) этого человека. 608 – 109 – 1/6. Смотри книгу «Мунжид» стр. 231. Если нужны другие объяснения, то смотри арабско-татарский словарь стр. 632, арабско-русский словарь стр. 645, турецкий словарь стр. 645.
Мои размышления (ч. 1)
Вместо того
чтобы сказать: «Мои русские! Мы просто нормальные, давайте найдем каждый
в себе нормальные силы, начнем нормально работать и заставим нормально
работать нашу власть, нормально учиться, нормально говорить, нормально
размножаться, нормально дружить и, соответственно, нормально жить.
Сохраним и оставим детям нормальную страну», этот горе-«философ» внушает
своему «великому» только комплекс национальной неполноценности,
задавленности, пробуждает обиду на другие народы, сталкивая страну в
бездну.
Такие пустые восхваления мне напоминают, когда, открыто «восхищаясь» красотой и «умом» девушки, стараются ее просто использовать.
Такие пустые восхваления мне напоминают, когда, открыто «восхищаясь» красотой и «умом» девушки, стараются ее просто использовать.
Тюркский союз
Поистине
сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле
турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев. Оказывается,
создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту
Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен еще (а, может быть,
взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на
территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем».
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
Рабы
Не мы, мы не
рабы? Выкинуть бы сей знак вопросительный на свалку истории и водрузить
на его место знак восклицательный, чтобы, как говорится, не было
мучительно больно жить в этой стране, да никак не получается. Именно от
этой мысли невозможно было отвлечься в окружении собравшихся на митинг 8
декабря в самом центре Казани у каменного Мулланура Вахитова,
устремившего свои взоры в сторону златоглавой.
Беда оказалась одна на всех собравшихся – грабят. Не чужеземцы, а свои. Грабят нагло, организованно, уж без оглядки ни на что, вошли в раж. Да так, чтобы как-то оплатить предъявленную ими сумму по ЖКХ ежемесячно, некоторой части населения придется держать уразу уже не 1 месяц в году, а все 12.
Беда оказалась одна на всех собравшихся – грабят. Не чужеземцы, а свои. Грабят нагло, организованно, уж без оглядки ни на что, вошли в раж. Да так, чтобы как-то оплатить предъявленную ими сумму по ЖКХ ежемесячно, некоторой части населения придется держать уразу уже не 1 месяц в году, а все 12.
Борьба за "союзную республику"
20-летний
юбилей татарстанской конституции рассматривается обычно в контексте
смены государственной политической линии второй половины 1980-х годов.
Однако как историку мне больше импонирует подход, при котором принятие
Конституции, так же как и остальные ключевые моменты постсоветской
истории первой половины 1990-х гг., рассматривается как важный фрагмент
длительного процесса социогенеза татарской нации. Такой подход мне
представляется и более ценным, поскольку он помогает понять глубинный
уровень ретроспективного опыта, актуализация которого определяется
известным изречением «Кто не хочет знать свою историю, обречен повторять
ее ошибки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий