вторник, 13 марта 2012 г.

В Казани обсудили влияние арабских революций на мусульман России и Татарстана


Последствия геополитических изменений в арабском мире и их воздействие на российских мусульман обсудили в Казани на круглом столе "Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана".

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Корана Фарид Салман заявил, что с точки зрения исламской теологии сегодня на Ближнем Востоке наблюдается обыкновенный бунт, а не какое-то торжество демократических ценностей. При этом он призвал обратить внимание на деятельность идеолога "Братьев-мусульман" Юсуфа Кардави, являющегося рупором правящего в Катаре семейства аль-Тани и стремящегося стать своего рода "суннитским Хомейни".

Именно Кардави, считает Фарид Салман, неоднократно демонстрировал свои антироссийские настроения как в 1990-е годы, когда Россия вела борьбу с боевиками на Северном Кавказе, так и сейчас. А в преддверии возможной зарубежной интервенции в Сирию он активно призывал мусульман к бойкоту России. Однако, подчеркнул Салман, из всех российских муфтиятов заявления катарского русофоба осудили пока что РАИС и ДУМ Татарстана в лице председателя его Совета улемов Рустама Батрова.

Заведующий кафедрой исламского права Российского исламского университета Мухаммед Муратов предложил разделять арабскую оппозицию на конструктивную и неконструктивную. "Когда в государстве не созданы условия для поступательного развития общества, неизбежно будет критика правительства. Но те, кто критикуют, могут это делать с предложением конкретных решений накопившихся и нерешаемых государством проблем - такая оппозиция будет полезна умме, и ислам к этому относится положительно. Другое дело, когда оппозиция предлагает свергнуть свое правительство, при этом открыто призывает к вооруженному вторжению на территорию своего государства зарубежных стран. Такая оппозиция не может с точки зрения ислама быть признана благом для уммы", - уверен ученый.

По мнению Муратова, дальнейшее продолжение перманентной арабской революционной волны неизбежно приведет к укреплению фундаментализма, с чем в итоге придется (и уже приходится сталкиваться) российским мусульманам.

Председатель казанского Общества ревнителей истории Василий Ордынский обратил внимание на "революционную" риторику агитации в среде закамских ваххабитов в Татарстане. Так, в начале марта 2012 года по школьным и дошкольным учреждениям Нижнекамска (третий по численности город в Татарстане) ходили проповедники и говорили учителям и детям, что нужно ходить на занятия в вечернее медресе, в котором преподают выпускники печально известного медресе "Йолдыз" в Набережных Челнах (студенты "Йолдыз" воевали на стороне боевиков во время второй чеченской войны 1999-2001 годов). При этом в своей агитации бородатые визитеры говорили, что "скоро и у нас будет революция, как в Египте и Ливии".

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов обратил внимание на попытки инспирировать арабский сценарий развития событий в ходе последних массовых акций протеста в России с помощью российских мусульман. По мнению эксперта, активно принять участие в декабре 2011 года в "белоленточном движении" стремилась группа исламистов, объединившая вокруг так называемой "Исламской гражданской хартии". Под ней подписались такие персонажи как позиционирующий себя в качестве "умма-строителя" Ринат Мухаметов, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, лидер Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси, придерживающийся североафриканского маликитского мазхаба (настоящее имя - Вадим Сидоров), сетевая журналистка Халида Хамидуллина и ряд других.

От Татарстана эту декларацию подписали лидер набережночелнинских национал-сепаратистов Рафис Кашапов и председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин. Именно эти "мусульманские декабристы" активно выступали за освобождение "политзаключенных", осужденных за религиозный экстремизм. Похоже, что к их словам прислушались лидеры "либеральной" оппозиции, которые 8 февраля 2012 года составили список этих самых "жертв путинского беззакония", часть которого составляют граждане, входящие в радикальную исламистскую группировку "Хизб-ут-Тахрир", совершившие теракты на территории России.

Как это не покажется странным и удивительным, считает Сулейманов, но "либералы и исламские радикалы находят полное взаимопонимание между собой в плане ненависти к российскому государству". "Если заглянуть на фундаменталистские интернет-сайты, то для них характерна либерально-правозащитная риторика подачи материалов о якобы притеснениях мусульман в России, об отсутствии гражданских свобод в России, как будто для них идеалом является западная форма демократии. Многие наивные или сознательно настроенные на их поддержку либералы покупаются на подобную фразеологию и лексику, становясь адвокатами и защитниками мусульманских радикалов. В итоге получается весьма оригинальный винегрет из антироссийски настроенных сил: от либерастов до ваххабитов", - отмечает исследователь. В Казани, по его мнению, к части митинговавших пытались примкнуть салафиты из Закамья.

В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что в арабских странах после осуществленных и предстоящих в будущем государственных переворотов произойдет уничтожение традиционных для этого региона форм ислама, в том числе, физическое уничтожение представителей суфизма, что обернется усилением ваххабизма и ихванизма. А те центры религиозного образования, которые посещали российские мусульмане, в частности, университеты Каира и Дамаска, ждет окончательная салафитизация, после чего отправка на обучение или даже стажировку туда россиян будет еще более усиливать радикализацию мусульманской уммы России.

В конечном итоге постреволюционный арабский мир будет стремиться навязать новые ценности и мировоззренческие установки радикального фундаментализма российским мусульманам.
Источник: http://www.regnum.ru/news/1509346.html

Комментариев нет: