Москва, Март 01 (Новый Регион, Алексей Усов) – «Левада-центр» провел исследование: как жители РФ относятся к идее религиозного воспитания детей, и что они думают о преподавании религиозных основ в школе. Оказалось, что 74% населения не против того, чтобы их дети воспитывались в системе религиозных ценностей. Сторонников исключительно светского воспитательного процесса оказалось всего 20%. При этом, более половины тех, кто поддерживает религиозное воспитание, считают, что этим должны заниматься только родители.Церкви доверяют воспитание детей лишь 9%. И лишь 11% высказались за то, чтобы основы религий преподавались в школе.
Отметим, что идея внедрить в программу российских школ элементы религиозного образования, горячо обсуждается на всех уровнях с первой половины 2000-х годов. С тех пор лоббисты введения «уроков религии» в школах не сильно продвинулись в убеждении общества: процент однозначных сторонников нововведения из года в год остается примерно одинаковым. Зато меняется число противников и настроения в их «лагере» : от абсолютного неприятия сочетания «религия и дети», до осознания важности роли религии при растущем недоверии к школьной системе и РПЦ.
Как показывает новое исследование «Левада-центра», даже при том, что большая часть общества считает правильным воспитывать детей в религиозной системе ценностей, лишь 20% готовы доверить это деликатное дело школьной системе или церкви. Большинство из лояльно относящихся к религии граждан, считают это слишком приватным делом, которое может быть только в компетенции семьи.
Для сравнения, год назад в Испании, категорически либеральной стране, во всех школах было введено обязательное изучение христианства – как нравственной и культурной основы современной европейской цивилизации. И как средство цивилизационной самоидентификации ребенка. Забавно, что в Марокко, где у власти находятся исламисты, власти ответили на это ограничениями на усыновление марроканских детей испанцами. И запретом на принятие приемными детьми христианства...
Возвращаясь к российским реалиям, уточняющие вопросы, заданные социологами, демонстрируют, что все-таки большая часть населения не против, чтобы система религиозных ценностей преподавалась детям через общественные институты. Но – с оговорками. Так, 31% всех опрошенных, считают, что детям обязательно следует получить эти знания – но при условии, что они будут преподаваться только в воскресных школах, а не в общеобразовательных. При этом, поход в воскресную школу должен стать обязательной процедурой, считает условная треть общества. 22% считают, что не стоит усложнять систему, и все, относящееся к религии, следует преподавать в обычных школах, наряду со светскими предметами. 43% считают, что «не обязательно вести религиозное воспитание и образование детей в школах».
Относительно курса «Основы религиозной культуры и светской этики», оценочные суждения участников опроса разделились в схожих пропорциях. «Этот курс расширяет кругозор и повышает культурный уровень учащихся» – ответили 26% и столько же заметили что «это позволяет поддерживать мораль школьников». Только 10% выбрали толерантный вариант ответа: «это учит понимать людей, принадлежащих другой культуре». Против введения такого курса в школах высказались 29% и затруднились с ответом 9%.
Из тех, кто не против введения в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики»,41% выбрали «основы православной культуры», 18% – предпочли, чтобы дети изучили основы всех мировых религий, а 17% выбрали «основы светской этики». «За ислам» в школах проголосовали лишь 5%, иудеи и буддисты составили лишь около 2% участников исследования. Зато тех, кто не против курса в целом, но не определился с предметом, оказалось целых 14%.
Как отмечалось ранее, категорических противников внедрения религиозного образования именно в общеобразовательных школах оказалось почти столько же, сколько и сторонников клерикализации среднего образования» – примерно по 20%. Из этой пятой части противников, треть считают, что религиозные уроки в средней школе означают «навязывание определенного вероисповедания». Эксперименты прошлых лет с преподаванием «общерелигиозной этики» показали, что основания для такой точки зрения у «сомневающихся» имеются: основы различных мировых религий излагаются через призму христианства православной версии.
Еще 24% из противников изучения религий в общеобразовательных школах оказались убежденными приверженцами принципов, что государство во всех своих проявлениях должно быть светским. 23% вспомнили об идеалах толерантности и равноправия: «Это порождает разделение школьников по принципу вероисповедания». «Я – атеист» ответили лишь 10%. Еще 10% не смоли ответить на вопрос или предложили более экзотические обоснования своей позиции.
Статистика, полученная «Левада-центром» в среднем по России свидетельствует, что за последние годы почти не изменилось общественное мнение относительно изучения детьми религиозных принципов и внедрения в светскую школьную программу клерикальных элементов. По итогам экспериментов 2010-2012 годов в различных регионах, Минобр выяснил, что около 60% родителей учеников выбирали для детей предметы, не связанные с какой-либо отдельной религией, а изучение собственно православия предпочли лишь 30% семей.
Результаты добровольного выбора семьями учеников предметов из курса показали, что неподдельный интерес к религиям присутствует лишь в регионах, где происходит столкновение культур. В российской «глубинке», которую представители РПЦ считают своей традиционной «вотчиной», интерес к изучению религий в целом и православия в частности, не превышает долей процента.
Московские родители показали в этом эксперименте самые низкие «результаты»: лишь 23,4% родителей учащихся выбрали «Основы православной культуры». Увидев объективное отношение общества к своим инициативам Патриарх Кирилл и члены Общественного совета при Минобрнауки отчего-то вознегодовали и решили силой принудить общество к изучению «Закона Божьего» с юных лет. По версии «общественников», следует преподавать религиозные предметы, и, в частности, православие, даже тем, кто выбрал для изучения ислам, буддизм или светскую этику. А глава РПЦ возмущенно заявил, что «на родителей и директоров школ давят», требуя от них соблюдения конституционных норм о светском характере государства, что «ущемляет права православных людей».
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион»
NR2.ru: http://www.nr2.ru/society/426965.html
NR2.ru: http://www.nr2.ru/society/426965.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий