ИСЛАМСКИЕ ЖЕНЩИНЫ СОБИРАЮТСЯ В АГИТОТРЯДЫ ПРОТИВ АЛКОГОЛИКОВ
В НКЦ «Казань» накануне состоялся второй съезд союза мусульманок Татарстана «Женщины мира и добра» при Духовном управлении мусульман РТ, в ходе которого более 300 делегатов решили бороться с женским алкоголизмом, возрождать женсоветы, создать союз мусульманских писательниц и добиться, наконец, чтобы их дети ходили в школу в платках. Корреспондент «БИЗНЕС Online», присутствовавший на съезде, оценив энергию правоверных, отметил, что он прошел тише, чем недавний всемирный форум татарских женщин.
ЖЕНЩИНЫ — И МУСУЛЬМАНКИ
На съезде собралось более 300 делегаток — в большинстве своем почтенные дамы в нарядной исламской одежде (некоторые привели детей). Почти не было представителей светской власти. В президиум вошли Ирек Арсланов — начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполнительного комитета муниципального образования города Казани, и Фарид Мифтахов — депутат Госсовета. Интересно, что в папке с материалами съезда оказалась его открытка, а председательствующий — главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев — с улыбкой попросил, чтобы за него отдали голоса на будущих выборах. Кроме них, из мужчин на сцене был также Мансур хазрат Джалялетдин — имам-мухтасиб Казани. А начавший съезд с чтения аятов Корана муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, сославшись на встречу, вскоре покинул собрание, предварительно получив в подарок шамаиль со стразами Сваровски.
Все это явно показывает не самый высокий статус союза в республике. Для сравнения можно вспомнить прошедший 16 мая второй всемирный форум татарских женщин. Шел он в течение трех дней, в театре им. Камала собрались 450 делегаток, от правительства выступал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, в фойе гремела ярмарка (в НКЦ у входа в зал продавали только косметику и книги). Да и темы на двух событиях порой дублировались — на форуме все те же женщины в платках активно обсуждали вопросы религии и воспитания. К слову, организатор форума, глава организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрия Идрисова в зале присутствовала, но не выступала.
И вот спустя менее чем три недели проходит еще один «женский» съезд, где регламент игнорируется настолько, что за 25 минут до окончания выступлений докладчиков выясняется, что их ожидается еще 16, и где половина стульев в президиуме пустует.
Хотя, казалось бы, за 9 лет союз сделал многое. У него появились филиалы, были организованы курсы по изучению татарского языка, молодежный клуб «Азан», школа невест, где девушек готовят к семейной жизни, центр создания семьи «Ханума» (куда обращаются из Германии и США), служба сохранения семьи и семейных ценностей «Талакка кадэр», передача на радиостанции «Новый век» «Тормыш элифбасы». Особенно союз любит проводить конкурсы исламской одежды. Последний, под названием Islamic Clothes, прошел в Казани 15 мая.
Однако это не отменяет неоднократно озвученного факта, что в республике только 3% жителей соблюдают каноны ислама. Безусловно, женщины серьезно взялись за дело по его пропаганде. Именно они, а не мужчины, являются серьезными приверженцами веры. Джалялетдин даже рассказал об этом историю: после пятничного выступления имама женщины продолжают обсуждать сказанное на остановке, в автобусе, дома. «А мужчина выходит из мечети и все забывает. О чем говорил? Ну так, говорил! Эх, хорошо говорил! А что конкретно, не знают».
Но даже приложив утроенные силы, женщины не могут преодолеть общий кризис веры. Ислам слишком поздно вернулся в Татарстан. И его апологеты подрастеряли былой энтузиазм на фоне внешнего развития. В одной Казани сейчас 57 мечетей, строится еще 11. Но, как вспомнил Джалиль хазрат, в 90-е годы духовности было больше при отсутствии средств. «А сейчас мечети открываются, книги издаются, а духовности не хватает».
Наиля Зиганшина |
ПОРНО, АЛКОГОЛИЗМ, ЗАПРЕТ ХИДЖАБОВ
Возглавляющая союз Наиля Зиганшина коснулась в своем выступлении вопросов, которые, по ее мнению, требуют решения немедленно. К примеру, сказала она, надо запретить порносайты. Как выяснилось, она наткнулась на них в сети в поисках реферата для ребенка. И ужаснулась, что то же самое могли бы сделать ее дети. Позже журналист, издатель мусульманского календаря на татарском языке Фания Хузяхмятова ответила ей, что рефераты, в общем-то, надо писать самому чаду, а не скачивать.
Также союз собирается решать проблему с женским алкоголизмом. Для этого будут созданы так называемые агитотряды. Сейчас формируется первый, рассчитанный на всю республику, в него войдут представители творческих профессий, активистки. Они будут общаться с пьющими женщинами, за каждой будет определен ответственный. В дальнейшем планируется обучение активисток на местах. Также эти агиторяды помогут бывшим заключенным, потерявшим всякую надежду на нормальную жизнь.
Зиганшина вновь подняла муссировавшийся несколько лет назад в прессе вопрос о платках, вспомнили конфликты по поводу фотографирования в платке на паспорт, а также о том, что женщин, которые носят платок, не берут на работу, а их детям не позволяют надевать его в школу. В резолюции делегаты, в частности, попросили у министерства науки и образования последнее разрешить, внеся в форму элементы национального колорита. На съезде, кстати, представлены образцы этой формы от дизайнера Диляры Валиуллиной.
На съезде были представлены образцы школьной формы от дизайнера Диляры Валиуллиной |
Также в резолюции союз попросил министерство труда, занятости и социальной защиты РТ следить за нарушениями прав женщин-мусульманок (для этого создадут женсоветы), ТНВ — дать эфир для передачи о семье и воспитании. Кроме того, решено создать союз солдатских матерей и добиться появления в армии института исламских служителей.
В ДЕРЕВНЕ ВЕРЫ НЕТ
Самой странной инициативой, озвученной на съезде, стало создание союза мусульманских писателей. Поэтесса Парвина Закиева, во-первых, говорила по-русски, на этом же языке прочла стихотворение. Во-вторых, в отличие от делегаток в возрасте она была сильно накрашена, словом, представляла разительный контраст к остальным. В зале интеллигентно спросили, можно ли свистеть. Но Джалиль хазрат поспешил уточнить, что Закиева — таджичка. Зато, заявила Зиганшина, замужем за татарином. «Ну слава Аллаху, хотя бы один татарский парень выучит таджикский!» — заключил Фазлыев под смех зала. Тем не менее появление русскоязычной девушки на сцене указывает еще на одну тему, которую союз обошел. Что мусульманки Татарстана — это не только татарки, но и многие иммигранты. Интересно, что громко не прозвучала на съезде и важная тема усиления в республике деятельности различных сект...
Парвина Закиева |
При этом громко и эффектно выступившая писательница Фаузия Байрамова отметила, что именно приезжие за пределами республики являются основными посетителями мечетей. «А в деревне веры нет! Там пять дедов, имам, который выучил по календарю четыре суры, и еще четверо, которые делают вечером омовение». Кроме того, она предложила, чтобы с населением мусульманки работали согласно статусу: молодежь — с молодежью, пожилые — с пожилыми, богачки — с богачками. «А то молодым до нас, бабушек, дела нет».
На этом сезон исламских собраний не заканчивается — 12 - 14 июня в театре им. Камала пройдет V всероссийский форум татарских религиозных деятелей. Планируется прибытие 900 делегатов из 65 регионов России. Наверняка там будут подняты многие намеченные на съезде темы.
фото: Радиф Кашапов
Комментариев нет:
Отправить комментарий