Центральный совет Общероссийской политической партии «ВОЛЯ» направил президенту РФ Путину, в Госдуму РФ, генпрокурору РФ Чайке и уполномоченному по правам человека в РФ заявление в связи с принятыми в стране ограничениями конституционного права на выражение собственного мнения, свободу собраний и свободу слова. Публикуем полный текст заявления.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Более месяца Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ» проводила всероссийскую акцию «Не закроете мне рот! Я — российский патриот!», и всеобщая поддержка граждан России позволяет нам выразить мнение подавляющей ее части.
Считаем, что принимаемые в последнее время во всех регионах законы, устанавливающие новые условия проведения собраний, митингов и других публичных мероприятий, - лишают граждан конституционного права на свободу собраний и митингов, свидетельствуют о глубоком системном кризисе власти в России и окончательном отстранении народа от малейшего участия в управлении страной, решении и обсуждении жизненно важных вопросов.
Считаем, что принимаемые в последнее время во всех регионах законы, устанавливающие новые условия проведения собраний, митингов и других публичных мероприятий, - лишают граждан конституционного права на свободу собраний и митингов, свидетельствуют о глубоком системном кризисе власти в России и окончательном отстранении народа от малейшего участия в управлении страной, решении и обсуждении жизненно важных вопросов.
- За 20 лет реформ граждане России лишены права избирать и быть избранными. Провозглашаемые демократическими выборы уже давно таковыми не являются и на деле - лишь ширма для всевозможных фальсификаций и манипуляций. Неравные условия для выдвижения кандидатов заложены в самих законах. На последних выборах в Госдуму РФ только 2% населения России, состоящие в партиях, смогли принять в них участие, а 98% граждан были лишены права быть избранными и избирать непартийных кандидатов. Закон «О выборах президента РФ» прямо закрепляет нарушение равного для всех избирательного права тем, что кандидаты от партий освобождаются от обязанности подтверждать свою популярность среди избирателей, а кандидаты от народа на последних выборах президента должны были собрать 2 млн. подписей в свою поддержку за 20 дней, чтобы такую популярность подтвердить.
- Более 20 лет в стране не было ни одного референдума — главной формы высшего непосредственного выражения не просто мнения, а власти народа. Федеральный конституционный закон «О референдуме» устанавливает многочисленные препятствия для его проведения по кругу вопросов, которые могут быть поставлены на всеобщее голосование, по срокам его проведения и, наконец, по многомиллионным затратам на его проведение.
- Индивидуальные и коллективные обращения граждан России и Президент РФ, и многие другие органы власти просто игнорируют.
- Принятием же поправок, которые предписывают проводить массовые акции в специально отведенных местах, на определенном расстоянии от учреждений здравоохранения, образования, и т. п., ограничивают их по количеству участников, — власть лишает собственный народ последней возможности доносить до нее свое мнение через демонстрации, митинги и другие публичные мероприятия.
Власть, избираемая народом, не только перестала отражать его основные чаяния, но и делает все, чтобы отгородиться от мнения своих избирателей.
Опасаясь народного возмущения, власть побоялась принять такие поправки на федеральном уровне. Но Государственная дума РФ приняв, а Президент РФ подписав в июне 2012 года поправки к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», дали отмашку органам исполнительной власти всех регионов определять «единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места» (п.1.1. ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ), а законодательным органам субъектов РФ — определять дополнительные «места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры» (п. 2.2. ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ).
По сути, все изменения в российском законодательстве «О собраниях, митингах...» будут сведены к следующему:
Опасаясь народного возмущения, власть побоялась принять такие поправки на федеральном уровне. Но Государственная дума РФ приняв, а Президент РФ подписав в июне 2012 года поправки к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», дали отмашку органам исполнительной власти всех регионов определять «единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места» (п.1.1. ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ), а законодательным органам субъектов РФ — определять дополнительные «места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры» (п. 2.2. ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ).
По сути, все изменения в российском законодательстве «О собраниях, митингах...» будут сведены к следующему:
- Региональные органы власти установят специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.
- Как предписывает Федеральный закон, публичные мероприятия нужно будет проводить «как правило, в указанных местах». На деле получится, что только в этих местах, потому что куда ни глянь, везде можно найти какой-нибудь объект жизнеобеспечения, опасный производственный объект, детский сад, школу, больницу, церковь, тротуар или автобусную остановку.
- Специально отведенные места будут ограничены по количеству участников и будут находиться в максимальном удалении от какой бы то ни было инфраструктуры и мест массового скопления народа — на окраине города или в лесу, что заведомо лишит их признака публичности!
- Прежде чем подать уведомление на публичное мероприятие, гражданин 100 раз подумает, так как за малейшее нарушение требований федерального, а теперь и региональных законов предусмотрены многотысячные штрафы, которые совсем не по карману и так обездоленному населению.
- А социально активный гражданин просто не сможет быть организатором публичного мероприятия — для этого достаточно всего лишь дважды в судебном порядке признать, что он нарушил какое-нибудь незначительное или вовсе абсурдное условие его проведения.
Еще в апреле 2009 года судья Конституционного суда Кононов А.Л. при проверке конституционности Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» выразил особое мнение о том, что местные администрации злоупотребляют понятием «согласование» и отказывают под любым предлогом в проведении публичных мероприятий, а это, по его мнению, «имеет большой публичный резонанс, создает чрезвычайное напряжение в обществе, представляет особую актуальность и политическую остроту и несомненно требует вмешательства конституционного надзора».
Право на свободу собраний как одна из основных политических свобод гарантировано в международно-правовых документах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека (статья 19), в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 22), в Декларации ООН по защите правозащитников, в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11), в обязательствах ОБСЕ и Руководящих принципах ОБСЕ по свободе мирных собраний.
Все международные документы по правам человека устанавливают, что свобода собраний, свобода выражения мнений и свобода объединений имеют ключевое значение для соблюдения всех фундаментальных прав человека и функционирования демократического общества. Эти права были бы иллюзорными, если бы государства не закрепляли в своем национальном законодательстве эффективные гарантии их реализации.
Теперь, вы, господин президент и господа депутаты, позволяя региональным органам власти самостоятельно определять места для проведений публичных мероприятий, даете им простор для своеволия и злоупотреблений своим правом в ущерб правам и интересам граждан России.
Так, например:
Право на свободу собраний как одна из основных политических свобод гарантировано в международно-правовых документах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека (статья 19), в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 22), в Декларации ООН по защите правозащитников, в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 11), в обязательствах ОБСЕ и Руководящих принципах ОБСЕ по свободе мирных собраний.
Все международные документы по правам человека устанавливают, что свобода собраний, свобода выражения мнений и свобода объединений имеют ключевое значение для соблюдения всех фундаментальных прав человека и функционирования демократического общества. Эти права были бы иллюзорными, если бы государства не закрепляли в своем национальном законодательстве эффективные гарантии их реализации.
Теперь, вы, господин президент и господа депутаты, позволяя региональным органам власти самостоятельно определять места для проведений публичных мероприятий, даете им простор для своеволия и злоупотреблений своим правом в ущерб правам и интересам граждан России.
Так, например:
- В Самарской области уже приняты подобные поправки в закон «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», и в нем «к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся места в радиусе 150 метров от: опасных производственных объектов и военных объектов; зданий, занимаемых учреждениями дошкольного, общего образования; скульптурных, архитектурных мемориальных сооружений, увековечивающих память о событиях, об участниках и жертвах войн, локальных конфликтов и катастроф; зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний; зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи».
- Закон Алтайского края от 5 декабря 2012 года № 92-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» к местам, в которых запрещено проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относит: территории, непосредственно прилегающие к жилым домам.
- Законом Волгоградской области от 1 февраля 2013 г. N 4-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 07 апреля 2005 г. N 1044-ОД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Волгоградской области» установлено, что проведение публичных мероприятий запрещается в зданиях образовательных и медицинских организаций, на территориях рынков, ярмарок и на расстоянии ближе 100 м от указанных зданий и территорий, а также на расстоянии ближе 100 м от зданий, занимаемых органами власти Волгоградской области.
- Статья 6 Закона Липецкой области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Липецкой области» запрещает проведение митингов, собраний, шествий, демонстраций на расстоянии 100 м от территорий, прилегающих к рынкам, школам, тротуарам, остановкам транспорта общего пользования, детским и спортивным площадкам и т.д.
Таким образом, практически во всех регионах РФ проведение публичных мероприятий стало возможным только на удаленных окраинах, вдали от остановок общественного транспорта и самого населения, а в некоторых регионах запрещено проводить публичные мероприятия даже рядом со зданиями органов власти, к которым, как правило, и обращены всегда требования митингующих или пикетирующих. Все это делает публичное выражение мнений практически невозможным и бессмысленным, оно сведено к формальному сбору граждан для «выпуска пара» без привлечения внимания власти и общественности к реальным проблемам в стране.
Теперь законодательно закрепляется разрешительный порядок проведения публичного мероприятия, а не уведомительный, как это заложено в конституционно-правовом смысле статьи 31 Конституции РФ. При этом в очередной раз никто не спросил мнения и волеизъявления многонационального народа, который, согласно ст. 3 Конституции РФ, является единственным источником власти в Российской Федерации. Напоминаем вам, что вы - народные избранники, поэтому должны учитывать мнение народа, а попытки отгородиться от него только лишь усугубляют положение и ведут к поднятию социальной напряженности в стране.
Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, вы, господа законотворцы, сами нарушаете основной закон страны — Конституцию.
В связи с этим, выражая мнение основной части граждан России,
Теперь законодательно закрепляется разрешительный порядок проведения публичного мероприятия, а не уведомительный, как это заложено в конституционно-правовом смысле статьи 31 Конституции РФ. При этом в очередной раз никто не спросил мнения и волеизъявления многонационального народа, который, согласно ст. 3 Конституции РФ, является единственным источником власти в Российской Федерации. Напоминаем вам, что вы - народные избранники, поэтому должны учитывать мнение народа, а попытки отгородиться от него только лишь усугубляют положение и ведут к поднятию социальной напряженности в стране.
Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, вы, господа законотворцы, сами нарушаете основной закон страны — Конституцию.
В связи с этим, выражая мнение основной части граждан России,
ТРЕБУЕМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО:
- Отменить Федеральный закон № 65 от 08.06.2012, который расширяет полномочия региональных органов власти самостоятельно определять места для проведения публичных мероприятий и устанавливать дополнительные запреты для проведения публичных мероприятий.
- Отменить все уже принятые и предотвратить принятие новых региональных законов, лишающих граждан РФ права проводить публичные мероприятия.
- Впредь не допустить принятия законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина
Члены Центрального Совета
Общероссийской политической партии «ВОЛЯ»
Общероссийской политической партии «ВОЛЯ»
Комментариев нет:
Отправить комментарий