вторник, 20 мая 2014 г.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ТАТАРЫ ИЛИ БАШКИРЫ?


    По распространенному мнению, в республиках РФ национализм “титульных наций” угрожает в первую очередь живущим в этих республиках русским или, шире, — так называемому русскоязычному населению. В Башкирии это не так. Главная проблема национальной политики в РБ известна как “татаро-башкирские противоречия”. Суть их в следующем. В республике башкир меньше, чем татар, татары живут компактно в северо-западных районах, граничащих с Татарстаном, татары и башкиры — народы, родственные по культуре и языку до такой степени, что четкую границу между ними просто невозможно провести. В этой связи среди башкирской националистически настроенной или, мягче говоря, “национальноориентированной” интеллигенции и значительной части башкирской номенклатуры складываются антитатарские фобии, не всегда, впрочем, выражаемые открыто. Вероятно, есть более или менее осознанные опасения постепенного “поглощения” башкир татарами, доминирования татар в РБ, подчинения РБ влиянию Татарстана или татарского сепаратизма. Как следствие таких представлений можно отметить заявления или действия башкирских национальных движений, представителей башкирской гуманитарной интеллигенции, а нередко и властей, направленные на то, чтобы приуменьшить роль и значение татарского населения РБ в современной жизни и истории республики и как минимум не допустить, даже на символическом уровне, признания не то что равного статуса татар как одной из “государствообразующих наций” (чего желали бы татарские активисты), но и их особого положения как одной из крупнейших национальностей РБ. Это проявляется в разных формах, прежде всего в дебатах вокруг языковой политики (о чем речь пойдет ниже), и вызывает резкие протесты татарских интеллектуалов. Претензии же татарских движений на признание равного или хотя бы особого статуса татар в РБ вызывают, в свою очередь, болезненную реакцию башкирских активистов и чиновников. 
    Споры о том, кто на какое место может претендовать, как и во многих подобных случаях, переходят в область истории и этнографии. Спор об этнической принадлежности населения северо-западных районов РБ и соответственно “исторической принадлежности” этих территорий идет давно. Представители башкирского национального движения доказывают исконно башкирскую принадлежность этих земель, а наличие там татарского населения рассматривают как отклонение от нормы, результат принудительной ассимиляции и колонизации (и этим как бы дезавуируются претензии татар на особое к себе внимание). Представители татарских организаций в РБ рассматривают северо-западные территории как исконно татарские, следовательно, татары в Башкирии, по их мнению, являются “коренным” населением, заслуживая не меньшего внимания государства, чем башкиры. Научная в принципе проблема превращается в политическую и используется как инструмент пропагандистской борьбы. Разумеется, не приходится говорить о том, что в пылу этой полемики ее участники следуют требованиям объективности и научной добросовестности. 
    Согласно статистическим данным, в регионах с преобладанием татарского населения, к которым относится и северо-запад, численность башкир резко сократилась. Например, в Чекмагушевском районе с 30, 40% в 1970 г. до 18,70 в 1989 г., в Кушнаренковском районе с 28,2 до 5,5% , в Шаранском районе с 13,5 до 6,4%. А процентное соотношение татар возросло соответственно с 61,8 до 75,6%, с 51,2 до 78%, с 38,9 до 51%. При этом в башкирских (восточных, юго-восточных и южных) районах виден постепенный рост численности башкирского этноса, но более медленными темпами, нежели татарского. В Бурзянском районе — с 89,4% в 1970 г. до 95,3% в 1989 г., в Абзелиловском — с 76,3 до 84,8% Учалинском — с 72,8 до 75,4%. 
    Как утверждают некоторые представители башкирской интеллигенции, ассимиляция башкир татарами, начавшаяся еще в XVII в. и усилившаяся в советское время, в настоящий момент получила новое развитие. То, что население северо-западных районов говорит в основной массе по-татарски, объясняют результатом ассимиляции, из-за которой исконное башкирское население перешло на татарский язык. Причину такого положения дел лидеры башкирского национального движения видят в происках руководства республики и глав администраций районов в 60—70-е гг., когда подавляющее большинство руководящих должностей занимали татары. В то время говорящих по-татарски, но имеющих башкирское этническое самосознание записывали татарами. 
    Мнения об исконно башкирской принадлежности северо-западных территорий придерживаются и некоторые представители органов государственной власти Республики Башкортостан. В своих беседах с нами они высказывали озабоченность «татарской культурной экспансией» в Башкирию, например, помощью Татарстана районам, граничащим с этой республикой, учебными и методическими пособиями по татарскому языку, татарской истории и литературе. 
    Сильный негативный резонанс в правительственных и общественно-политических кругах Башкирии получило бесплатное распространение в республике историко-публицистических брошюр: Фахрутдинов Р. Золотая Орда и татары. Набережные Челны. 1993, Исхаки Г. Идель-Урал. Набережные Челны. 1993, Имамов В. Запрятанная история татар. Набережные Челны. 1994, издаваемых в Татарстане на спонсорские деньги бизнесменов Рината, Рафиса и Нафиса Кашаповых. 
    Деятели татарского национального движения в Республике Башкортостан, напротив, объявляют северо-западные территории исконно татарскими, потому что население там говорит на татарском языке. То, что часть говорящих по-татарски считает себя башкирами, они объясняют следствием интенсивной башкиризации. Утверждается, что происходит принудительная запись теперь уже татар башкирами в рамках официальной политики правительства РБ, направленной на “коренизацию” аппарата управления и тотальную башкиризацию. 
    Последняя оценка, по нашим наблюдениям, далека от действительности. Например, в Бакалинском и Дюртюлинском районах в книжных магазинах продаются книги на татарском, башкирском, марийском и русском языках. Во всех районах проводятся дни татарской культуры с приглашением делегаций из соседней республики. Это противоречит утверждениям деятелей татарского национального движения о преградах развитию татарской культуры со стороны федерального центра. http://www.memo.ru/hr/discrim/bashkir/CHAPTER3.HTM

Комментариев нет: