«Обозначить Россию как «государство — спонсор терроризма», — появившаяся 23 апреля на сайте Белого дома петиция под таким броским названием набрала более 100 тыс. подписей, необходимых для того, чтобы американская администрация отреагировала на нее.
В петиции сказано: «В своей необъявленной войне против Украины рассчитывает на тайные операции, которые подпадают согласно части 18 Свода законов США §2331 под определение «международного терроризма». В частности, вооруженные агенты России, действующие замаскированными, пытаются повлиять на политику украинского правительства путем запугивания или насилия. Они также пытаются повлиять на действия правительства путем убийств и похищений, взятием силой правительственных зданий, полицейских участков и военных баз на Украине». Отсюда авторами инициативы делается вывод: «Россия должна быть официально определена как государство — спонсор терроризма».
Сама по себе петиция — инициатива довольно маловесная, чтобы на нее обращать большое внимание. И то сказать, чего только не предлагают на сайте Белого дома в рубрике «Мы, народ». От создания Национального дня стейка до возвращения Аляски России. И тем не менее повод для размышлений есть.
Скажу сразу — я не верю, что авторы антироссийской петиции дождутся от Белого дома утвердительного ответа. Одно дело санкции, и совсем другое — перевести государство в разряд совсем уж «нерукопожатных». Даже во времена «холодной войны», когда Москва явно или тайно поддерживала радикальные (одни скажут «партизанские», другие — «террористические») группировки в различных горячих точках, в Вашингтоне хватило ума не включать СССР в разряд «спонсоров террора» (в отличие от Кубы и Южного Йемена, попавших в черный список за поддержку левых экстремистов в Латинской Америке и на Ближнем Востоке). Тем более что настрадавшаяся от терактов Россия в пресловутой War on Terror находится со Штатами по одну сторону баррикад. Ну не с «Талибаном» и не с «Аль-Каидой» же!
Впрочем, предсказуемость давно перестала быть приметой нашего времени. Так что ожидать можно чего угодно.
Проблема тут в другом — в манипулировании словами. Их много в последнее время — фашисты, нацисты, «рашисты», оккупанты, каратели, сепаратисты, бандеровцы. И террористы. Потому что терроризм — это зло. С этим согласны практически все. Но что такое «терроризм» — четкого ответа на этот вопрос не найти.
Насчитываются десятки, если не сотни определений этого термина, у каждого эксперта найдется собственное — но нет универсального и безупречного. А оттого термин становится не просто «ругательным» словом, а еще и одним из способов манипуляции общественным мнением. Украинская генпрокуратура назвала Донецкую и Луганскую республики «террористическими организациями» (что как минимум спорно), но с равным основанием этот же ярлык можно наклеить и на радикальных националистов, выступающих под жовто-блакитным прапором.
Американский исследователь Роберт П. Бэрнидж справедливо заметил: «то, что для одного терроризм, для другого — борьба за свободу». И тут снова всплывает тема двойных стандартов — когда Соединенные Штаты поддерживают боевиков, воюющих в Сирии против президента Асада, то они помогают, со своей точки зрения, «борцам с тиранией». А в Дамаске этих борцов называют «террористами». Но по понятным причинам США не спешат включать сами себя в список «спонсоров терроризма». Как и своих союзников из числа нефтедобывающих монархий Аравийского полуострова, поддерживающих словом и делом группировки, легко подпадающие под разряд террористических.
Те же американцы винят Иран в поддержке экстремистов, но и Тегеран утверждает, что Вашингтон поддерживает такие воинствующие группировки, как «Муджахедин-э-Хальк» и «Джундалла». Но вот иранцы значатся «государственными спонсорами» терроризма, а американцы — нет.
Не говорю уж о том, что можно было бы припомнить американцам поддержку воевавших против советских войск в Афганистане «джихадистов», которые потом начали небоскребы взрывать и убивать американских граждан.
Получается, что кто громче крикнет, тот и прав.
А у США для громких криков возможностей больше, чем у кого бы то ни было. Но и Россия могла бы заняться составлением своего списка «спонсоров террора». С не меньшим, чем у американцев, основанием. К слову, на сайте Белого дома уже появилась петиция «Обозначить Соединенные Штаты Америки как «государство — спонсор терроризма». (Она, правда, на момент написания этих строк, не набрала и тысячи подписей.)
Но если при нынешнем кризисе и охлаждении остается поле, где двум державам лучше не враждовать, не размахивать черными списками, а скооперироваться, — так это именно поле брани с настоящим терроризмом, угрожающим как России, так и Америке.
Андрей Яшлавский
Источник: mk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий